Евгения Корытина
Консультация для педагогов «Использование квест-игр в практике работы с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование квест-игр в практике работы с детьми дошкольного возраста.
Квест-игра для детей и родителей»
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образовательных областей. В практике всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста внедряются разные технологии, в том числе и игровые.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование квест-игр в практике работы с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Своеобразие современного педагогического процесса современного детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Фундаментом своевременного и полноценного личностного развития ребенка является его развитие в разных видах деятельности, но прежде всего, в двигательной и игровой. Интеграция разных видов деятельности позволяет успешно решать задачи по всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Среди широко используемых в практике использования игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста можно выделить квест - технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами в детских садах.
Квест (англ. quest, или приключенческая игра — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.
Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице.
Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест-технологии широко используются в общеобразовательной школе в различных предметных циклах. Но в последние годы эта технология вызывает интерес и в среде специалистов дошкольного образования. Данную технологию применяют для решения задач познавательного, физического, социально-коммуникативного развития детей.
На современном этапе, ДОУ поставлены перед решением совершенно новых задач в соответствии с требованиями ФГОС ДО: необходимо не просто проводить цикл занятий, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Таким связующим компонентом и является ИГРА.
Квест — это цепочка заданий, связанная между собой какой-либо тематикой, общей целью.
Дети в восторге от квестов, ведь они так любят разгадывать тайны, идти к цели и получить в результате такой желанный приз.
ВАРИАНТЫ детских заданий:
Тайное письмо
Чтобы его прочесть, с ним надо проделать определенные действия. Примеры такого письма:
§ надпись молоком. Проявляется при нагревании. Для этого понадобятся спички или зажигалка, поэтому такое задание нельзя давать малышам. Но даже если делаете квест для школьников, на этом этапе желательно участие или хотя бы присутствие взрослого в целях безопасности.
§ восковая свеча или мелок. Бумагу с подсказкой надо закрасить карандашом, чтобы надпись проявилась. Отличный безопасный вариант задания.
§ вдавленная надпись. Берем два листа бумаги, кладем на мягкую поверхность и пишем послание так, чтобы оно отпечаталось на нижнем листе. Он то и будет нашим тайным письмом. Чтобы прочесть надпись, ее так же, как и в предыдущем варианте, надо закрасить.
Кроссворд
Легко можно составить самостоятельно. Например, отгадкой к следующему этапу будет слово “солнце”. К каждой букве слова придумываем еще одно слово: буква “С” — собака, и т. д. Причем это может быть не обязательно первая буква слова. Потом к каждому из слов подбираем наводящий вопрос или загадку. Ответы вписываются в клеточки и в результате получается слово-подсказка в одном из столбцов. Его окрашиваем каким-нибудь цветом. Пример такого кроссворда можно глянуть здесь.
Спрятанная подсказка
Для такого вида заданий потребуется емкость с песком, любой крупой или макаронами, в которой и спрятана капсула с подсказкой. Также можно использовать ведро с водой.
Подобные задания больше подойдут для квеста, который проводится на природе.
Можно спрятать подсказку и не в емкости, а на определенной местности. Это могут быть какие-то кусты или густая трава.
Викторина
Один или несколько вопросов, разгадав которые, участники получают подсказку. Желательно, чтобы вопросы викторины были объединены одной темой. Это могут быть фразы из сказок, по которым надо отгадать саму сказку.
Еще варианты викторин:
§ берем несколько предметов или картинок, надо угадать из какого фильма или мультфильма эти предметы;
§ географическая викторина — угадываем страны, города;
§ викторина с вопросами про животных, птиц или насекомых;
§ викторина с вопросами про бытовую технику или про любые предметы, используемые в быту.
Если квест проводится со школьниками, викторина может быть посвящена любому предмету, который они изучают в школе. В таком случае задание будет не только увлекательным, но и полезным.
Лабиринт
Больше подходит для природы, но и дома можно организовать. На улице это могут быть натянутые веревки, между которыми нужно проползти, или тоннель из веток — это уже надо смотреть из наличия материалов.
Дома можно использовать специальный детский тоннель или натянуть скотч между стенами в коридоре.
Загадка
Она может быть как в прозе, так и в стихотворной форме. Отгадка — ключ к следующему заданию.
Чтобы усложнить задание, запишите загадку задом наперед — тогда детям придется постараться, чтобы прочитать ее, а потом только отгадывать.
Ребус
Изображаем слово-ключ с помощью ребуса. Ребус можно подобрать готовый, а можно придумать самому.
Пазл
Предварительно печатаем на бумаге слово или картинку, наклеиваем бумагу на плотный картон и разрезаем на части. Задача ребенка — сложить пазл, чтобы получить подсказку.
Слово, зашифрованное с помощью кнопок телефона
На телефонных кнопках есть буквы, а значит каждую букву в слове можно обозначить цифрой. Но каждой цифре соответствует несколько букв, что усложняет задачу. Такие задания подойдут для школьников, малыши с ними могут не справиться.
Слово, зашифрованное значками
Каждая буква алфавита обозначается каким-то знаком — кружок, квадратик, звездочка. Детям дается шифр из знаков и алфавит с условными обозначениями. Их задача — как можно скорее подобрать буквы и разгадать слово.
Найди 10 отличий
Известное с детства развлечение — сравнить две картинки и найти различия. Его вполне можно сделать заданием для детского квеста. Командой искать различия гораздо веселее и интереснее.
Эстафеты
Это составляющая квеста на природе. Вариаций эстафет очень много. Можно придумать свою, стилизировав ее под тематику квеста. Например, если квест посвящен Новому году, то дети могут вместо мячика передавать друг другу игрушечного снеговика или мешок Деда Мороза с подарками.
Кто здесь лишний?
Детям предлагается несколько слов или картинок. Их задача — определить, какой предмет или слово лишние. Лишнее слово как раз и будет ключом к следующему этапу. Вариант с усложнением — каждое слово загадываем загадкой или ребусом, тогда детям сначала надо разгадать слова, а потом уже искать среди них лишнее.
Посчитай
Заранее подготавливаем карточки с подсказками, на каждой карточке — слово и номер. Чтобы узнать, какое же слово и есть ключ, надо что-то посчитать. Считать можно ступеньки в подъезде, лавочки или деревья на улице, окна в доме и т. д. Усложняем задачу — посчитать надо несколько объектов, затем сложить эти числа, чтобы получить ключ.
Найди нужную коробку
Надо подготовить несколько одинаковых коробок, в одной из которых ключ или слово. Задача участников — открыть все коробки. Вариант посложнее — в каждую кладем по ключу, но только один из них подходит к замку, или в каждую кладем по бумажке, но только на одной из них подсказка.
Зеркальное отображение
Пишем слово или загадку в зеркальном отображении. Участники должны сами догадаться, что для прочтения надо применить зеркало. Кстати зеркало тоже можно спрятать, сделав тем самым задание еще интереснее.
Общие правила заданий:
§ все задания не должны нести в себе опасности. Нельзя заставлять ребенка переплывать через реку или разжигать костер;
§ задачи должны соответствовать возрасту участников, чтобы они действительно смогли их решить. Но в то же время они не должны быть слишком простыми;
§ этапы квеста должны быть объединены одной тематикой, плавно переходить друг в друга, выстраиваться логической цепочкой;
§ в конце участников должен ждать приз, причем он должен быть таким, чтобы никому не было обидно. Если игра командная, то и приз должен быть рассчитан на всю команду. По желанию можно давать маленькие призы на каждом из этапов прохождения.
Таким образом: Квест, как универсальная игровая технология включающая у ребёнка соревновательные механизмы, что также создающая условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.
Квест дает возможность в качестве загадок включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания.
Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.
Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Мастер-класс для педагогов
«Квест – игра как форма организации образовательной деятельности»
Переход современной системы дошкольного образования на деятельность в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обусловил изменение подходов к организации образовательной деятельности воспитанников. Прежде всего, изменились подходы к проведению непосредственно образовательной деятельности. Уважаемые коллеги, назовите, пожалуйста эти изменения.
Верно, это прежде всего переход от учебно-дисциплинарной модели обучения к деятельностной, реализация Программы в формах, специфических для детей конкретной возрастной группы, прежде всего в форме игры, а также познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самореализации и саморазвития. Содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая начинает активно использоваться педагогами ДОО.
Чтобы понять, как работает данная технология, я предлагаю вам вместе со мной пройти квест – игру и приглашаю отправиться в путешествие в математическую страну.
Уважаемые коллеги, в ближайшее время ожидается проведение независимой оценки качества организации образовательной деятельности по познавательному развитию, разделу ФЭМП. Для того, чтобы успешно пройти проверку предлагаю вспомнить методику организации образовательной деятельности по математическому развитию воспитанников.
Внимание на экран! Перед вами схема маршрута, которая нам будет служить ориентиром, т. е. по ней мы должны передвигаться от пункта к пункту, проходя уровни. Также для проведения данной игры в качестве ориентиров мы могли бы использовать карты, маршрутные листы, конверты с заданиями, записки и прочие. Выполнять задания мы с вами будем в группах.
При выполнении задания вы получите подсказку, которая определит следующее задание. На каждой станции (блоке) после правильно выполненного задания вы получите конверт с буквой, из которых в конце составляется слово-подсказка места, где находится сюрприз – «Полезные советы педагогам».
Первая станция «Методическая»
• Назовите методику количественного счета;
• Назовите методику обучения детей порядковому счету в разных возрастных группах;
• Вспомните методику образования числа «4»
Станция «Творческая»
Стоит дерево райское,
На одном боку цветы расцветают,
На другом — листы опадают,
На третьем — плоды созревают,
На четвертом — сучья подсыхают.
• Придумайте игры-путешествия во времени
Где нас ждет новое задание, узнаем, когда загадку отгадаем:
Лебедь полотняный
Перед рамою стеклянной.
Соберёт крыло
В комнате – светло! (Штора.)
За шторой находят конверт: в нем задания для станция «Поисковая»
Станция «Поисковая»
• Назовите игры на ориентировку в пространстве в старшей группе («Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие игры).
• Назовите игры на ориентировку в пространстве в младшей группе («Где звенит колокольчик?», «Скажи, куда мы положили», «Куда спряталась мышка», «Куда пойдешь, то и найдешь»
• Математический диктант
Слушайте внимательно следующую подсказку:
То ли зебра, то ли лесенка,
Прикоснись — и будет песенка.
Верно, следующее задание ждет нас с вами в конверте на пианино.
Станция «Геометрическая»
• Составьте игровые упражнения на закрепление представлений детей о геометрических фигурах в подготовительной группе («Сломанная машина»; «Сложи из палочек», «Калейдоскоп», «Подбери фигуру к предмету», «Что изменилось?», «Найдите такой же узор!», «Найди пару!», «Геометрическое лото»).
• Назовите задачи по формированию представлений детей о геометрических фигурах в старшей группе;
• Составьте картинку из геометрических фигур
У него спина большая,
И на ней он разрешает
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать (Стол)
Станция «Интеллектуальная»
• Вспомните методику обучения решению задач;
• Назовите виды задач;
• Составьте задачи для дошкольников.
Таким образом, я думаю, что вы уважаемые коллеги смогли убедиться, что Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности, самостоятельности, инициативности, поисковой активности каждого участника. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.
Педагоги составляют слово из собранных букв – ПОЛКА. Находят коробку с сюрпризом – «Полезные советы педагогам» (Памятки по организации квест-игр с дошкольниками).
«КВЕСТ – ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА!»
Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такойорганизации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения познавательного интереса и двигательной активности.
Квест — это возрождение хорошо забытой старой игры в «секретики» или «казаки-разбойники» на новый лад.
Значение КВЕСТ- ИГРЫ обучает умению планирования и прогнозирования; закладывает основы самоанализа; воспитывает навыки коллективного сотрудничества; развивает волевые качества и целеустремлённость; создает благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного напряжения и психологического напряжения; способствует формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией
ЦЕЛЬ КВЕСТ- ИГРЫ : Создание условий для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Задачи КВЕСТ - ИГРЫ : активизировать интерес к познанию окружающего мира; создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации; способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков; стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;
Квест – игра включает в себя следующие принципы: Доступность Системность Эмоциональная окрашенность заданий Разумность по времени Разные виды детской деятельности Наличие конечного результата (ФГОС ДО).
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КВЕСТ - ИГРЫ Наглядность Атрибуты для игр Карта или маршрутный лист Костюмы (в зависимости от вида квеста) Декорации Подсказки (по необходимости) карточки с заданиями.
Виды Квест-игр :
• Классический квест. Задача каждой команды пройти испытания, решая различные головоломки, загадки, задачки, проводя разные опыты и эксперименты, находя решения даже в самых нестандартных ситуаций. Каждому участнику нужно подключить свои умения, воображение, смекалку.
• Театральный квест. Отличие от классического в том, что каждому участнику даются определенные роли (главные, а второстепенные роли играют специально подготовленные для этого актеры. Именно они направляют героев или, наоборот, мешают им в выполнении заданий.
• Спортивный квест. Этот вид квеста придется по душе любителям напрячься не только интеллектуально, но и физически.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ КВЕСТ - ИГРЫ детский сад улица квартира. КАК РЕЗУЛЬТАТ ПЛАНИРУЕМ: увеличится познавательная активность; сформируется дружный коллектив, способный достигать поставленной цели, договариваться, учитывать интересы и чувства других дети научатся самостоятельно организовывать квест – игру, как для сверстников, так и для родителей родители активно будут принимать участие в квестах и организовывать их дома