Попова Александра Николаевна
Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в процессе приобщения детей к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»
Публикация «Консультация для педагогов „Использование дидактических игр в процессе приобщения детей к русской народной культуре“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
«Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
В. А. Сухомлинский.
Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.
Особое значение для развития детей имеют дидактические игры. Н. К. Крупская писала: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Играя, ребенок узнает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных». В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Например чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом:"Укрась одежду национальным узором","Сложи одежду","Сортируй узоры","Исправь ошибку"(национальные куклы одеты неправильно).
Цикл дидактических игр по родному городу"Узоры родного города","Знаешь ли ты?"(знаменитости города,"Где находится памятник?",Собери целое" помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.
Так же в качестве примера, можно привести игру «Одень куклу в национальный костюм» Цель: закрепить знания детей о предметах русского национального костюма (летнего и зимнего, мужского и женского). Игровое задание: правильно одеть куклу. Правила игры: подбирать одежду для мужчин и женщин по сезону. Материал: на каждого ребенка комплект: картонные плоские куклы и одежда из плотной бумаги. Ход игры: детям предлагается одеть кукол в национальные костюмы (в летний и зимний). Воспитатель задает вопросы на закрепление обобщающих понятий «одежда», «обувь», «головные уборы».
Игра «Русский народный костюм», целью которой, является формирование представлений детей о народных костюмах различных губерний. Игровым заданием представлено: не имея на руках не единой карточки, первым закончить игру. Правилами игры выступают: количество играющих от 2-х до 10-ти человек. Все каточки располагаются на столе рубашками вверх. Перед началом игры перемешиваются, каждый играющий набирает по 4 карточки. Оставшиеся карточки находятся на столе в стороне – «базар». Началом игры служит карточка, имеющая по двум противоположным сторонам одинаковое изображение народного костюма той или иной губернии. В случае, когда таких карточек несколько, то право первого хода получает игрок, выбранный по считалке.
А в игре «Подбери головной убор к сарафану» дети учатся называть и различать между собой предметы женских народных костюмов различных губерний и областей. Эта дидактическая игра развивает внимательность, память; способствует развитию активной речи, воспитывает интерес к русскому народному костюму. Правила игры следующие: детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т. д.).
Таким образом, приобщением детей к русской народной культуре с использованием дидактических игр, мы развиваем личность каждого ребенка, формируя духовно-нравственное здоровья детей.