Гульсина Рахматуллина
Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность в обучении детей безопасному поведению на дороге»
Среди возможных средств формирования у дошкольников знаний правил дорожного движения у дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новых знаний получает ребенок. Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуальнотворческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Публикация «Консультация для педагогов „Исследовательская деятельность в обучении детей безопасному поведению на дороге“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Большинство дошкольников (часть младших школьников) – «кинестетики», воспринимающие лучше невербальную информацию, поэтому вербальный (словесный) метод обучения Правилам дорожного движения будет мало эффективен. Большинство педагогов используют на занятиях вербальный язык как основной, причем сами они говорят до 80% всего отведенного времени, ориентируясь на детей- «аудиалов», тогда как большинству детей необходима активность и движение. Педагог должен отказаться от трансляции своих собственных знаний, от главенства над детьми и доверить детям самим искать, находить и ошибаться, самим оценивать свои достижения и просчеты, доверить им ответственность за себя.
Этапы исследовательской технологии :
1. Проблемная ситуация;
2. Проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы);
3. Выдвижение гипотез;
4. Подбор материала для проверки гипотез;
5. Проверка гипотез;
6. Формулирование и оформление вывода.
Для создания проблемных ситуаций в исследовательской деятельности используем следующие методические приё мы:
1. Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения.
2. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.
3. Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
4. Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
5. Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
6. Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).
В детском можно использовать такие формы организации исследовательской деятельности с целью ознакомления правил дорожного движения, как:
- эвристические беседы;
- наблюдения;
- «погружение» в звуки транспорта, города;
- использование художественного слова;
- дидактические и развивающие игры;
- игровые ситуации.
Примерный план-программа тематической недели по ПДД для детей от 3 до 7 лет (из опыта М. Б. Неганова, Е. А. Царегородцева)
Понедельник. «Мы - пассажиры».
Цель: закреплять представления о видах транспорта, общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем; учить различать грузовой и легковой транспорт, называть части машин.
Утро: Занятие «Какие бывают машины?»
Целевая прогулка «Наблюдение за транспортом»; подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Трамвай». Театрализованные игры: «Едем на автобусе (трамвае)».
Вечер: Конкурс художественного творчества «Создаем пассажирский транспорт».
Вторник. «В гостях у Светофора».
Цель: уточнять представления о сигналах светофора, о транспортном и пешеходном светофорах, закреплять знания правил перехода проезжей части. Утро. Изобразительная деятельность на тему «Светофор».
Целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора».
Подвижные и дидактические игры «Найди свой цвет», «Сломанный светофор», «Стоп», «Три сигнала светофора».
Театрализованные игры «Переходим улицу».
Вечер. Развлечение: эстафета «Страна Светофория».
Среда «День юного пешехода».
Цель: закреплять понятие «пешеход», тренироваться в применении знаний на практике.
Утро. Игра – сказка «Азбука пешехода».
Целевая прогулка «Правила юного пешехода».
Игра «Умелый пешеход».
Вечер. Конкурс «Лучший пешеход».
Четверг. «На улицах большого города».
Цель: уточнять и закреплять знание правил поведения на улице, проезжей части, тротуаре, выяснить готовность/ неготовность правильно действовать в сложившейся ситуации, закрепить практические навыки и знания о родном городе.
Утро. Занятие «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!»
Целевая прогулка «Знакомство с улицей».
Коллективное творчество: конструирование из строительного материала на тему «Улица города».
Дидактическая игра «Я шагаю по улице».
Вечер. Театрализованная игра «Дорога к теремку».
Пятница. «День дорожного знака».
Цель: закреплять знание названий и назначения дорожных знаков, умение определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов. Утро. Комплексное познавательно – речевое занятие и изобразительная деятельность на тему «Дорожная азбука».
Целевая прогулка «Дорожные знаки».
Дидактические игры: «Учим дорожные знаки», «Угадай, какой знак», «Расставь дорожные знаки».
Вечер. Музыкально – игровой досуг «Правила дорожного движения».
Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в мегаполисах. От них зависит жизнь подрастающего поколения. Дети должны научиться ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них. Чем раньше дети усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и учителям.