Татьяна Дмитриенко
Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность детей в процессе реализации проекта «Гиганты прошлого»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы поговорим о познавательном развитии детей, в частности про элементарную исследовательскую деятельность.
Перед вами изречение великого китайского мудреца Конфуция :
«Что я слышу - я забываю, что я вижу - я помню, что я делаю - я понимаю!»
Все мы осознаём его суть, а также значение исследовательской деятельности в дошкольном возрасте.
В начале своего выступления мне хочется предложить вам «Метод незаконченных предложений», который показывает отношение к какой-либо проблеме.
Предлагаю вам закончить высказывания знаменитых людей: психологов, педагогов и философов по теме «Развитие познавательной активности и познавательных способностей у дошкольников».
«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает …» (самостоятельно)
«Любопытство - … в свече познания» (фитиль)
«Земля и небо, леса и поля, озера и реки, горы и море - отличные … и учат некоторых из нас большему, чем мы когда-либо можем узнать из книг» (учителя)
«Главное - не переставать задавать …» (вопросы)
Я поделюсь своим опытом работы с детьми по исследовательской деятельности проекта «Гиганты прошлого»
Каждый ребенок проходит через возраст динозавров в какой-то момент между ясельным и дошкольным возрастом и даже позже!
Однажды кто-нибудь из детей принесёт в группу фигурку динозавра или книгу о гигантах прошлого. Детям нравятся эти игрушка, но они мало знают динозаврах и начинают задавать о них много вопросов.
Поэтому мы решили больше узнать о давно вымерших животных. C какой целью?
1. Этот проект действительно может способствовать развитию интереса к природоведению и животному миру.
2. Экологический аспект. Актуальность темы состоит в том, что это – прошлое нашей планеты, и нам, чтобы смотреть в будущее, необходимо знать наше прошлое. Например, предотвратить вымирание других животных.
3. Интерес детей к динозаврам играет своего рода психотерапевтическую роль: существуют чудовища, которых можно не бояться, потому что они обитают исключительно в мире воображаемого – в книжках, кино, среди игрушек.
Все мы знаем, что предметная развивающая среда - это третий педагог после родителей и воспитателей.
Содержание уголка «В мире динозавров»
Энциклопедии
Раскраски с динозаврами
Макет доисторического мира
Фигурки динозавров
Дидактические игры: «Найди тень динозавра», «Пазлы с динозаврами»
Оборудование и материалы для исследований по теме, про которые я расскажу поподробнее.
Исследование №1 «Растущий динозавр»
Провести интересный опыт с игрушкой, растущей в емкости с водой можно с минимальными усилиями, стоит такая забава совсем недорого, и дети всегда от нее в восторге! Можно приобрести игрушечное яйцо, из которого в процессе замачивания вылупится самый настоящий доисторический ящер прямо у вас дома. Закрепляем свойства воды – прозрачная, жидкая. А почему динозавр увеличился в размерах? Никакой магии в этом нет, весь секрет в материале, использованном для изготовления. Такие фигурки выполняются из синтетического сополимера, способного, подобно губке, впитывать большое количество воды.
Исследование №2 «Окаменелости динозавров из соленого теста»
Цель: изучение строение тела динозавра, закрепление свойства теста, развитие мелкой моторики
Смешиваем муку, соль и теплую воду, чтобы получилось соленое тесто.
Делаем из теста небольшие шарики и прижимаем их ладонью.
Вдавливаем в тесто динозавра и аккуратно приподнимаем игрушку. Оттиск засохнет и его можно раскрасить.
Исследование № 3 Яйца динозавров из льда
Для этого исследования нужна предварительная подготовка. Фигурки динозавров были погружены в ёмкость с водой и заморожены. В результате исследования дети узнали о свойствах льда: твёрдый, холодный, без цвета и запаха. Затем юные исследователи решили помочь маленьким динозаврикам вылупиться из яиц и изобрели много способов, как это сделать. Мы пробовали разбить яйца при помощи молотка, бросали об пол и выяснили, что лёд, хоть и твёрдый, но может расколоться. Дальше мы держали лед в тёплых руках, окунали в горячую и холодную воду, грели на батарее и даже в шерстяной варежке и выяснили, что лед тает в разных условиях с разной скоростью. Мы попробовали посыпать лед песком и солью и узнали, что от этого он становится рыхлым и не таким скользким.
4. Исследовательская игровая ситуация «Палеонтологические раскопки»
Для этого исследования необходимо приготовить широкую ёмкость. Я брала прозрачный пластиковый контейнер высотой 10 см с крышкой. В него засыпается песок или крупа. Распечатала фигурки динозавров, заламинировала их и спрятала в песке. Рассказала детям, что окаменелые останки динозавров и других доисторических животных из породы извлекают палеонтологи. Они же занимаются последующим изучением окаменелостей. Юные палеонтологи с удовольствием откапывали и очищали кисточками фигурки динозавров, закрепляли их названия, классифицировали -хищный или травоядный.
Песочница - отличный способ организовать исследовательское игровое пространство, развивающее мелкую моторику и творческие способности ребенка. Попробуйте, и ваш дети будут в восторге!
«Главное - не переставать задавать вопросы» - говорил Альберт Эйнштейн.
Если бы мы давали детям возможность спросить обо всем, что их интересует, мир получил бы значительно больше изобретателей и мыслителей.