Ya Yana
Консультация для педагогов «Индивидуальный педагогический стиль»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный педагогический стиль
Процессы в современном образовании происходят на основе реализации государственных образовательных стандартов, что обусловило повышение требований к уровню профессиональной подготовки участников образовательного процесса. В связи с этим устойчива потребность в высококвалифицированном, одарённом и находящемся в творческом поиске педагоге, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта.
Публикация «Консультация для педагогов „Индивидуальный педагогический стиль“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Постоянно усложняющееся современное образовательное пространство требует изменения содержания и технологий педагогической деятельности, раскрытия собственной индивидуальности, поиска способов самореализации, проявляющихся в индивидуальном стиле.
Понятия «индивидуальный стиль педагогической деятельности» - система (совокупность) действий (приемов, способов) деятельности педагога, обеспечивающая ее наилучшее осуществление.
Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:
- в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы,
эмоциональная откликаемость);
- в характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
- в выборе методов обучения;
- в подборе средств воспитания,
- в стиле педагогического общения;
- в реагировании на действия н поступки детей;
- в манере поведения;
- в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
- в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
А. К. Маркова и А. Я. Никонова рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности :
1) содержательные,
2) динамические
3) результативные характеристики.
Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:
- преимущественная ориентация педагога : на процесс обучения, процесс и
результаты обучения, только на результаты обучения;
- адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;
- оперативность-консервативность в использовании средств и способов
педагогической деятельности;
- рефлексивность-интуитивность.
При анализе индивидуального стиля, помимо его содержательных и динамических характеристик, необходимо также, учитывать результативность педагогической деятельности воспитателя. Таблица 1.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности воспитателя
Содержательные характеристики индивидуального стиля Динамические характеристики индивидуального стиля Результативность педагогической деятельности
1) преимущественная
ориентация учителя на
результаты обучения — на процесс обучения — на процесс и
результаты обучения,
2) адекватность —
неадекватность
планирования учебно-
воспитательного
процесса,
3) оперативность —
консервативность в
использовании средств
и способов
педагогической
деятельности,
4) рефлексивность —
интуитивность 1) гибкость —
традиционность,
2) импульсивность —
осторожность,
3) устойчивость —
неустойчивость по
отношению к
изменяющейся ситуации,
4) стабильное
эмоционально-
положительное —
неустойчивое
эмоциональное
отношение к учащимся,
5) наличие — отсутствие
личностной тревожности,
6) направленность
рефлексии в неблагоприятной ситуации
— на себя
— на обстоятельства
— на других 1) уровень знаний
воспитанников,
2) характер развития
интереса дошкольников
данному направлению,
3) сформированность у
дошкольников навыков
учения
Выбор названий индивидуальных стилей осуществлен по ряду оснований. Составляющие содержательных характеристик определяют такое качество педагога, как методичность (или противоположное ему — импровизационность).
В составляющих динамических характеристик проявляется такая индивидуально-личностная черта педагога, как рассудительность (или противоположная ей — эмоциональность).
Определение понятия «индивидуальный стиль педагогической деятельности» отражает систему излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований, неразрывно связанные с системой взглядов и убеждений.
Список использованной литературы
1. Роботова А. С., Леонтьева Т. В. Введение в педагогическую деятельность : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 208 с.
2. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология : Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д. : изд-во «Феникс», 2003. - 544 с.