Юрк Олеся
Консультация для педагогов «Игротерапия. Игры, которые лечат!»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это способ выражения чувств, познание и моделирование окружающей действительности, при котором из неё выделяется её социальная, собственно человеческая суть – её задачи и нормы отношений между людьми.
Игра – это единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей ненужно учить играть, не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя каких-то определенных целей. Ребёнок испытывает удовольствие от процесса игры; её результат не так важен. В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребёнка включаются в творческий процесс, и ему могут потребоваться социальные взаимодействия. Таким образом, когда ребёнок играет, можно сказать, что он присутствует в этом целиком.
Публикация «Консультация для педагогов „Игротерапия, Игры, которые лечат!“» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Детская игра – не просто спорт. Она полна смысла и значения.
Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на них с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они реально рассказывают о нём в игре. Давно признано, что игра занимает значительную часть в жизни ребёнка. Ещё в 18 веке П. Руссо писал о том, что для того, чтобы узнать и понять ребёнка необходимо наблюдать за его игрой. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребёнка является игра и разнообразная деятельность.
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.
Одна из самых актуальных проблем современной психологии – проблема детской тревожности.
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Появившиеся в последнее время исследования отражают специфику развития тревожности у детей, начиная с 3-х летнего возраста. Число тревожных детей постоянно увеличивается. Решение проблемы детской тревожности требует как можно более раннего определения уровня тревожности с целью его дальнейшей коррекции и профилактики.
Исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, в том числе – проблемы развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем. Поэтому при работе с детьми дошкольного возраста большое распространение получили различные варианты игротерапии – метод коррекции, в основе которого лежит игра. Игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игровая терапия несёт основную роль в психокоррекционном процессе.
Игровая терапия ребёнка стала развиваться достаточно недавно. Одной из первых её стала применять Анна Фрейд в работе с детьми, пережившими бомбёжки Лондона во время Второй мировой войны. Если ребёнок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страхов и пережитое не развивалось в психическую травму.
Термин «игровая терапия» предполагает наличие некоторой деятельности, которую можно считать игрой. Мы не скажем о ребёнке, который читает книгу «Он играет». Игровая терапия определяется как динамическая система межличностных отношений между ребёнком и терапевтом, обученным процедурам игровой терапии.
Игротерапия необходима для коррекционно-развивающего взаимодействия взрослого с детьми.
Игротерапия способствует формированию системы межличностных отношений детей.
Игротерапия помогает формированию доверительных отношений педагогов с родителями.
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребёнка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии. Вместе с тем перспектива реального решения этой важнейшей практической задачи возникла лишь около 10 лет тому назад, с началом создания в нашей стране психологической службы.
Целью игровой терапии являются :
- помочь ребёнку стать более ответственным в своих поступках и действиях; - - стать более самоуправляемым;
- обрести веру в себя;
- повысить способность к самопринятию.
Игровая терапия оказалась эффективной при решении самых разнообразных детских проблем. Вот некоторые из них :
- помощь при выдёргивании волос;
- коррекция элективного мутизма (отказ говорить в определенных социальных ситуациях);
- снижение агрессивного поведения;
- улучшение эмоционального состояния детей после развода родителей;
- улучшение эмоционального состояния детей, подвергающихся насилию;
- снижение стресса и тревожности у госпитализированных детей;
- коррекция затруднений в чтении;
- улучшение успеваемости детей с проблемами в обучении;
- коррекция отставаний в речевом развитии;
- коррекция интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей;
- лечение заикания;
- облегчение состояния при психосоматических заболеваниях: астме, колите, аллергиях;
- улучшение Я-концепции;
- снижение тревоги при расставании с близкими;
Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми всех категорий, кроме полного аутизма и неконтактной шизофренией.
Таким образом, существует весьма ограниченное число противопоказаний к проведению игровой терапии с детьми.
В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается : стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне её, что проявляется в положительных личностных изменениях, в улучшении эмоционального самочувствия, позитивной динамике умственного развития.
Дифференциальная диагностика: наблюдение игр – используется как метод диагностики.
Видов игротерапии очень много. Методы и приёмы диагностики игровой коррекции разные. В зависимости от проблемы ребёнка.
Виды игровой терапии :
Индивидуальная терапия – во время индивидуальной терапии, особенно во время первых её занятий, ребёнок зачастую чувствует себя не в своей тарелке, полностью замыкается, не идёт на речевой контакт, и не осмелится дотронуться до игрушки.
Групповая терапия - присутствие нескольких детей, облегчает установление раппорта между терапевтом и каждым ребёнком в отдельности. Групповые встречи доказали свою эффективность, особенно при первых контактах. Для маленького ребёнка первое столкновение с терапевтом, нередко может показаться пугающим. Он не хочет отходить от матери и идти за каким-то странным субъектом в непонятную комнату. Для ребёнка не так страшно находиться в непонятной ситуации с несколькими детьми его возраста.
Группы бывают:
-Открытые
-Закрытые
-Смешанные
ПОКАЗАНИЯ: замкнутые дети, не зрелые дети, дети с фобическими реакциями, женственные мальчики, дети-«паиньки», дети с вредными привычками, с расстройствами поведения.
ПРОТИВОПАКАЗАНИЯ ДЛЯ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ:
Острая вражда между сиблингами, социопатические дети, дети с чрезмерно развитыми сексуальными влечениями, дети с извращённым сексуальным опытом, дети, которые воруют, чрезмерно агрессивные дети, глубокая стрессовая реакция.
Задачей детской психотерапии, как и любой другой терапии, являются важнейшие изменения личности. Посредством отношений, специфичных реакций, и улучшения образа себя.
ИГРА НОРМАЛЬНОГО РЕБЁНКА
Нормальные дети используют игровую комнату миллионами различных способов, и все-таки в их игре есть особые качества, отличающие её от игры проблемных детей. В игре нормального ребё нка присутствуют: лёгкость в установлении межличностных контактов, отношений, восторг от использования игровых материалов, способность использовать заместители для разрядки примитивных побуждений, избегание крайностей в выражении чувств.
Нормальный ребёнок покидает свою мать без истерик, но ожидая, что скоро они опять увидятся. Он проявляет интерес ко взрослому, ведущего его в игровую и охотно болтает с ним. В игровой комнате у него нет никакого страха и относится к терапевту как к дружелюбному взрослому. Он, включает терапевта в игру и беседу. Может поделиться с терапевтом своими личными секретами, рассказать о своих друзьях и врагах, о домашних животных, о том, как трудно жить с младшей сестренкой. Ребёнок совсем не стесняется выразить свой широкий спектр своих чувств. Он откровенно может признаться в своих негативных чувствах. Он так же может выразить разумное удовлетворение собой: «Я довольно хороший вратарь». Нормальный ребёнок любит находиться в обществе других детей. Чувствителен к эмоциям своих товарищей. Делится с ними игрушками и мыслями. Предлагает другим детям присоединиться к нему в игру, рад присоединиться сам, если его приглашают, может присоединится к игре даже без приглашения. Любит быть лидером. Когда на него нападают, он может защищаться и проявлять агрессию, но маленьких детей опекает.
Нормальный ребёнок с удовольствием реагирует на песок и грязь, воду и краски, пистолеты и мечи, все множество игрушек в комнате. Он любит экспериментировать с различными материалами, включая и пачкающие: он месит воду в песке, размазывает краски по рукам, месит и шлёпает глину. Его творческая активность функциональна: кубики становятся мостами, лодками и военными кораблями, песок становится сахаром, солью или снегом. В целом, в игровой комнате нормальный ребёнок сохраняет эмоциональный баланс. Его действия и реакции гибкие. Он может быть зол или весел, но с ним всегда можно установить контакт.
Существуют разные игры для разных целей
Игры для улучшения психологического самочувствия
Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры :
- «Жмурки»
- «Пятнашки»
- «Прятки»
- «Полоса препятствий»
Во всех играх важно поддаваться, если видно, что ребёнок не справляется, подбадривать и хвалить за успехи.
Игры, помогающие в коррекции агрессии.
- «Войнушка»;
- «Кошки». Малыш и взрослый по очереди превращаются вместе, то в добрых, мурлыкающих и ласкающих кошек, то в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.
Игры, направленные на снятие напряжения и расслабления.
Главная цель – физическое успокоение.
- «Море волнуется раз»;
- «Кукла». В этой игре малыш представляет, что превращается в куклу. Взрослый перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок напрягает все мышцы до тех пор, пока взрослый не скажет ему, чтобы он опять стал человеком. Он расслабляется.
- «Ласковые лапки».
Игры, помогающие в коррекции страхов.
- «Кошки – мышки»;
- «Приведение»
В этой консультации я использовала различные источники по игровой терапии, как зарубежных авторов и психологов, так и российских специалистов в области диффектологии, психологии и педагогики. Сильное впечатление на меня оказала книга Вирджинии Экслайн, ведущего специалиста в области игровой психотерапии, представляет собой захватывающее описание реального случая из её практики. Это волнующая и эмоциональная история, связывающая терапевта и её маленького пациента, мальчика со сложной судьбой, который оказался отвергнутым своей семьёй. Она свидетельствует о том, что никакие материальные блага не заменят ребёнку родительской любви и заботы. Это увлекательное повествование о том, как с помощью мастерства психотерапевта мальчик обретает душевное здоровье, уверенность в себе и способность эффективно взаимодействовать с окружающими. Вам не обязательно быть психологом, психотерапевтом или даже родителем, чтобы получить удовольствие от прочтения этой книги. Это история, которую вы никогда не забудете.
Рекомендуется для психологов, психотерапевтов, педагогов, воспитателей и других специалистов, а также родителей.
Этот список литературы поможет вам глубже освоить язык игротерапии, способы воздействия и помощи нуждающимся детям с проблемами в области социализации.
1. Теория и практика игровой психотерапии. О Коннор К.
2. Игровая терапия с тревожными детьми. Костина Л. М.
3. Практикум по игровой психотерапии. Хайди Кэдьюсон, Чарльз Шефер
4. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Романов А. А.
5. Новые направления в игровой терапии. Лэндрет Г. Л.
6. Игровая терапия : искусство отношений. Лэндрет Г. Л.
7. Игровая терапия в действии. Вирджиния Экслайн