Марина Бородина
Консультация для педагогов и специалистов ДОУ «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ
"Культура речи педагога. "
Речевая деятельность педагога в процессе воспитания выступает как многообразное и многофункциональное явление. Речь является источником знаний, на ней основан целый ряд методов и приемов обучения, обеспечивает общение и взаимодействие, реализует дидактические цели занятия, активизирует деятельность дошкольников.
Публикация «Консультация для педагогов и специалистов ДОУ „Культура речи педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Речевая деятельность воспитателя - один из важнейших компонентов педагогической культуры, характеристика педагогического мастерства и профессионализма воспитателя. Кроме того, именно речь педагога служит образцом для детей.
Культура речи — широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего это грамотность построения фраз. Знание грамматических правил дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи осмысленный характер, что облегчает восприятие и понимание детьми сказанного педагогом. Иначе могут случаться казусы. Так, один педагог в плане воспитательной работы написал: «Приучать детей к еде с закрытым ртом».
Второй составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания детей форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что дети так и не сумеют понять, что же от них требуется. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым изложенное основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.
Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она достигается как подбором нужных слов, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.
Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства дошкольников, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной и т. п. В зависимости от ситуации педагог должен использовать всё богатство тональности, а не произносить монологи бесстрастным, монотонным голосом.
При сюжетных играх воспитатель, меняя интонацию, способствует формированию у детей адекватных представлений и зрительных образов, соответствующих сюжету.
Тон речи педагога должен быть спокойным и уверенным. Однако для этого необходимо, чтобы сам педагог был спокойным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков детей. Крайне нежелателен назидательный тон, он обычно отталкивает детей от педагога.
Темп речи также определяет ее выразительность. Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку при ней детям трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог, успеть «переварить» всю информацию, так и очень медленная речь.
Паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи педагога, его сообщения о каком-то событии и т. п.
Еще одним фактором, определяющим выразительность речи педагога, является динамика звучания голоса, варьирование его силы. Недостаточная громкость речи или одинаковая громкость речи неблагоприятно действует на слушателей. Она приводит к тому, что дети теряют интерес к происходящему.
Словарное богатство способствует образности речи, а через нее — и выразительности. Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор, гипербол делает речь педагога сочной, эмоциональной, поднимает настроение детей. Конечно, пользоваться надо только теми речевыми средствами, которые доступны пониманию детей данного возраста.
Дикция — ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает понимание дошкольниками речи педагога. Небрежность в произнесении окончания слов («проглатывание», гнусавость — эти недостатки дикции могут быть устранены педагогом, если он будет систематически упражняться как самостоятельно, так и под руководством специалиста по технике речи.
Четвертой составляющей культуры речи педагога является грамотное произнесение слов из обыденной речи. Встречаются, например, ошибки при постановке ударений в словах. Так, некоторые педагоги говорят «килОметр» вместо «киломЕтр», «понЯли» вместо «пОняли» и т. д.
Другого рода ошибки встречаются при применении слов и выражений, возникших под влиянием местных диалектов. Говорят, например, «слазь» вместо «слезай»; «ложи» вместо «положи»; «ложить» вместо «положить», «класть»; «жгет» вместо «жжет». Недопустимы для употребления и глагольные формы «заберите» вместо «возьмите»; «обождите» вместо «подождите»; «бежи» вместо «беги»; «лазать» вместо «лазить»; «подымать» вместо «поднимать».
Педагогу необходимо изгонять из своей речи и жаргонные и модные словечки, такие как «клево», «крутяк» и т. п. Недопустимы в речи педагога, как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова.
Перед педагогом стоит серьезная задача. Он обязан за чередой тревог и волнений видеть в первую очередь личность будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка.