Оксана Калинкина
Консультация для педагогов и родителей «Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников»
▼ Скачать
Консультация для педагогов и родителей :
Влияние музыки на развитие эмоциональной
отзывчивости дошкольников.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
С самого рождения дети начинают познавать мир с помощью звуков. Знакомство с окружающей средой через музыку развивает слух и музыкальное восприятие. Созданные композитором в произведении образы дают дошкольникам возможность прочувствовать всю гамму чувств, их оттенков, формируют и обогащают эмоциональный опыт.
Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Дошкольник может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре любые эмоциональные состояния.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Она издавна признавалась незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Еще древнегреческие ученые обосновали воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что одни мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие, наоборот, изнеживают человека, ослабляя дух. Так, например, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова считают, что именно эмоции составляют «корень эстетики» музыкального искусства. Пробуждение эмоциональной отзывчивости – первое и главное условие успешного общения дошкольников с искусством. Только через переживания ребенка можно увлечь и заинтересовать музыкой.
В психологии под эмоциональной отзывчивостью
(восприимчивостью, чувствительностью) понимаются:
- свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т. д. ;
- эмоциональная реакция на состояние другого человека как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающая сопереживание и сочувствие;
- показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений.
Что касается эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, то это умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров; способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом; эмоциональное сопереживание музыке и отклику на произведения искусства. Тоже своего рода отправная точка развития эстетических чувств, отношений, потребностей и интересов личности.
Чтобы понять музыкальное произведение, нужно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним, считает психолог Б. М. Теплов. Содержанием музыки в буквальном смысле являются чувства, эмоции, настроение. А основным признаком музыкальности – переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Но понять его можно только эмоциональным путем.
У детей эмоциональная отзывчивость к музыке проявляется очень рано, выступая базисом всех структур музыкального сознания. Она представляет собой формируемое личностное качество, содержанием которого является эмоционально-ценностное отношение к музыке.
В процессе исследования путей развития эмоциональности у младших дошкольников были выделены задания, выполняя которые, дети с помощью музыки постигают все более сложные чувства. Так, дошкольникам могут быть предложены различные способы «моделирования» характера звучания. В первую очередь это уподобления характеру музыки, что выражается в пластике рук, мелкой моторике, эмоционально-окрашенном слове. Эффективность в этом возрасте тактильное уподобление, которое представляет собой прикосновение педагога к руке ребенка во время звучания музыки с одновременными тихими, выразительными пояснениями ее характера. Вокальное уподобление – «выведение голосом» мелодии, чтобы побудить дошкольников подпеть.
Дети младшего и среднего дошкольного возраста легко поддаются развитию эмоциональной отзывчивости к музыке. Однако это не означает, что в старшем дошкольном возрасте подобную работу проводить не нужно. По мере накопления музыкального опыта необходимо развивать у детей эмоционально-мотивированную оценку.
Эмоциональная отзывчивость выступает показателем развития интереса, вкуса, эмоционально-оценочного отношения к музыке, выразительности исполнения, творческой активности. В результате развития всех этих компонентов музыкально-эстетического сознания у ребенка формируется оценочное отношение к произведениям музыкального искусства. Оно выражается через эмоции, желание слушать. Оценочное отношение свидетельствует о значимости музыкального впечатления. По мере накопления опыта оно приобретает осознанный характер. Дошкольник может назвать любимые произведения, напеть, повторить. Таким образом, важно обеспечить динамику развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке - от эмоциональной оценки в младшем возрасте к мотивированной оценке посредством мышления и воображения в старшем.
Положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке ребенок реализует в самостоятельных творческих проявлениях, активности в различных видах музыкальной деятельности. Накопление впечатлений формирует его как личность. На взгляд ученых, эмоционально-оценочный компонент отношения у старших дошкольников в значительной степени обогащается интеллектуально-оценочным. Их соотношение, равновесие или преобладание одного над другим будет зависеть от уровня музыкального развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Таким образом, эмоциональная отзывчивость является исходной точкой многих музыкальных проявлений : от эмоционально-ценностного отношения как основы развития музыкальности до формируемого музыкального мышления и воображения как важнейших психических процессов.
Исследование ученых в этой области составляют основу интегрированных занятий с воспитанниками. Использование классической музыки позволяет ребенку пережить эмоции, которые он не в состоянии почувствовать в повседневной жизни.
Основная задача педагога – добиться того, чтобы эмоциональные впечатления, доступные интонации музыки композиторов-классиков стали привычными, узнаваемые детьми.
Систематическое и целенаправленное воспитание и обучение на основе эмоциональной отзывчивости на классическую музыку обеспечивает интеллектуальный рост дошкольника. Кроме того, эмоциональная отзывчивость на музыку составляет основу развития отзывчивости в реальной жизни, воспитание таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другому человеку.