Елизавета Медведева
Консультация для педагогов и родителей: «Тесная связь умственного и речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Умственное развитие ребёнка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения с взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важную роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания. Ведь занятия являются основной формой организации процесса обучения в детском саду. Именно на занятиях процесс обучения может быть построен в соответствии со всеми основными требованиями дидактики. На занятиях, при общении с ребёнком, создаются благоприятные условия для усвоения достаточно сложных знаний, умений и навыков, для формирования различных способностей детей.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей: „Тесная связь умственного и речевого развития дошкольников“» размещена в разделах
Необходимо помнить что, дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.
Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей: на занятиях по обучению грамоте, по ознакомлению с художественной литературой, с окружающим, на всех других занятиях (математике, рисовании, а также вне их – в играх, труде, в повседневной жизни.
Планомерное и систематическое обогащение знаний детей осуществляется педагогом, прежде всего на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, на которых они учатся объединять полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.
На логопедических занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети учатся чётко и правильно произносить звуки, слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом, учатся слышать в словах отдельные звуки, различать их на слух.
Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения. Работа над словарём тесно связана с развитием познавательной деятельности. Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов пользуются небольшим активным словарём. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного смысла.
Усвоение смысла слова происходит в неразрывной связи с ознакомлением ребёнка с окружающей жизнью, поэтому жизненный опыт служит основой для речевого развития. Развитие представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
Таким образом, вопросы речевого развития решаются в тесной связи с умственным воспитанием детей как в плане обогащения его содержания (поскольку раскрываются новые для детей объекты, связи и отношения языковой действительности, так и в плане условий и способов осуществления умственного воспитания и развития (поскольку и в области обучения родному языку становится необходимым формирование умственной и речевой активности и самостоятельности).
Следовательно, личность ребёнка-дошкольника развивается в едином процессе формирования мыслительной и речевой деятельности