Екатерина Сазонова
Консультация для педагогов и родителей «Формирование финансовой грамотности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Юному человеку необходимо знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Формирование финансовой грамотности дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Работу с дошкольниками по формированию финансовой грамотности можно разделить на семь экономических блоков.
1 блок: Экономика. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Откуда берутся средства, развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.
2 блок: Потребность. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать.
3 блок: Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.
4 блок: Товар, товарообмен. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.
5 блок: Выгода и убыток. Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.
6 блок: Деньги и бюджет семьи. Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят дешевле.
7 блок: Реклама. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.
Занятия по формированию основ экономической культуры вводятся как основная деятельность в подготовительной группе. При проведении занятий следует руководствоваться уровнем интеллектуального развития детей, их психологическими особенностями, общей программой обучения и воспитания детей. Практические и познавательные задачи в области экономической культуры должны вытекать из реальных ситуаций, с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни. Для эффективной работы чрезвычайно важным является тесное взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.
В экономическом воспитании дошкольников помогут сюжетно – дидактические игры: «Кондитерская фабрика», «Ателье», «Агентство рекламы», «Банк», «Снятие наличных денег», «Оплата коммунальных услуг», «Супермаркет» и др. В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям.
Для практического изучения «Бюджет семьи» можно предложить родителям поиграть с детьми в игру «Семья экономистов». Мама и папа работают. Они получают за свой труд деньги. Старший брат учится в институте, где получает стипендию за хорошую сдачу экзаменов. А ты (дочь) ходишь в детский сад, тебе покупают шоколадки, игрушки, но эти деньги ты заработала не сама, а взрослые. Также можно добавить бабушек и дедушек, которые получают пенсию. Дети при систематическом обсуждении подходят к пониманию: бюджет семьи – это заработная плата плюс стипендия, пенсия. Деньги получают за труд. «Просто так деньги никому не дают».
В детском саду и дома необходимо воспитывать у детей полезные привычки и закреплять их повседневно: соблюдать порядок, чистоту, пользоваться бережно с игрушками и всем тем, что ему дают. Хорошо это подкреплять примерами самих взрослых дома и в саду и проговаривая определенные ситуации, например, уходя на долго с помещения нужно выключить свет, так мы экономим электроэнергию.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что способствует сделать данный процесс осознанным.