Клебанова Мария Александровна
Консультация для педагогов и родителей «Речь и сенсорное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь, как вершина айсберга, отражает работу органов чувств, нервной системы, уровень моторного и психического развития ребенка.
Отклонения в работе какого-либо звена могут повлечь нарушение развития речи. Одно из таких отклонений- неправильная переработка сенсорной, то есть чувственной информации.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2020
Согласно последним исследованиям, речь тесно связана с 7 чувствами:
Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, чувство движения (вестибулярная система, проприоцепция (чувство положения тела в пространстве).
Отклонения в работе сенсорной сферы имеют 2 варианта (Л. А. Хоекман) :
1. Ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен. Наблюдается повышенная чувствительность к сенсорным стимулам.
2. Ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать. Наблюдается пониженная чувствительность.
Что можно заметить в поведении гиперчуствительного ребенка?
-не переносит ярких цветов
-боится бытовых шумов
-отказывается носить определенную одежду (жесткая одежда,новая, узкое горло)
-избегает тактильного контакта
-боится некоторых запахов
-скован, очень осторожен в движениях
-боится бегать, прыгать, кататься на каруселях, ездить на самокате, велосипеде
-не смотрит в глаза
-сторонится большого скопления людей
-боится высоты
-избегает «грязных» игр с песком, глиной, пластилином
-капризен в еде, выбирает еду определенного вкуса, цвета или температуры и консистенции
-отказывается ходить босиком по траве, песку, камням.
Ребенок в этих случаях пытается защититься: он либо активно сопротивляется, либо становится отрешенным, устанавливая пассивную защиту.
Гипочувствительный ребенок ведет себя иначе:
-очень любит прикосновения, трогать всё и всех. Иногда доставляет боль другим во время игры
-после 2 лет берет в рот предметы
-тяжело определяет предметы на ощупь
-бегает по кругу, снова и снова прыгает, раскачивается, машет руками с целью воспроизвести одно и то же впечатление
-выполняет однообразные действия с предметами
-застывает в определенных странных позах
-любит очень громко говорить, слушать музыку/телевизор
-постоянно двигается
-когда сидит раскачивается всем телом, качает ногой, головой.
-ищет источники ощущений, возбуждения, нередко опасных.
Речевые нарушения тесно связаны с сенсорной системой. Особенно если мы имеем дело с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, дислексия и дисграфия, заикание). Поэтому очень важно вовремя выявить эти проблемы. С возрастом, к сожалению, они никуда не исчезают, ребенок не может их «перерасти». Работу с сенсорной системой, как правило, проводит нейропсихолог, либо другой специалист, знакомый с методами развития восприятия (методами сенсорной интеграции).