Kсения Kомлева
Консультация для педагогов и родителей «Диалог с препятствием»
▼ Скачать +Заказ
Почему дети проявляют агрессию и не могут передать свои потребности
словами? Как успокоить родителей? Нужны ли в детском саду виртуальный
гольф и гироскутер? Зачем вообще заниматься физкультурой в детском саду?
Не хватает движения
Ольга Веннецкая, к. п. н., говорит о том, что в науке и в практике
появляются новые концепции организации двигательной активности ребенка,
но система преподавания физкультуры в детском саду практически не
модернизируется. Например, уделяется недостаточно внимания личной
инициативе ребенка на занятиях: «Сегодня развиваются такие концепции,
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Диалог с препятствием“» размещена в разделах
как свободная деятельность, обогащение двигательного опыта,
формирование личной культуры физической активности ребенка. Мы
должны научить детей поддерживать двигательную активность и следить за
своим здоровьем.»
Появляется проблема: современным детям не хватает движения. А это
приводит к нарушению физического здоровья и психики. По словам С. В.
Плахотникова, большинство современных детей оказывается
психофизиологически незрелыми к началу периода школьной жизни. Они
меньше двигаются, реже выходят на улицу, проводят много времени в
цифровой среде, готовятся к школе на индивидуальных курсах. Дети не
умеют оценивать свои силы: насмотревшись фильмов, они чувствуют себя
халками и суперменами, а на деле почти ничего не могут, и это приводит к
фрустрации или травме. «Раньше большой двигательный опыт дети
приобретали во дворах. Сегодня родители контролируют каждый шаг
ребенка и не дают ему возможности самому осваивать двигательную
деятельность стихийно» - Ошкина А. А. (доцент кафедры дошкольной
педагогики в Тольяттинском государственном университете).
«Дети много сидят и мало двигаются. Все занятия проходят под
девизом «Ручки на коленочки, спинки ровно!» - это становится проблемой
(Марк Львович Вайнапель). – «Поэтому всегда, когда это только возможно,
проводите обучение в движении. Превратите занятие в веселую подвижную
игру»
Баатр Борисович Егоров, отметил три вещи, которые необходимо
соблюсти:
1. обеспечить ребенку в течение дня оптимальную физическую
нагрузку.
2. необходима хорошая умственная нагрузка.
3. все, что мы делаем в течение дня с ребенком, должно происходить на
благоприятном эмоциональном фоне.
К. п. н. Александр Павлович Щербак отметил: «физкультура – это не
урок, не синоним понятий «здоровье» или «спорт». Это совокупность
ценностей, норм и знаний. Педагог должен владеть навыками, которые
помогут перевести общественные ценности на личностный уровень. Что
касается нормы, следует не сравнивать ребенка с контрольной цифрой,
прописанной в стандарте, а контролировать динамику изменений каждого.
Четыре цели, для достижения которых необходима физкультура.
1. развитие физических и интеллектуальных способностей. Головной
мозг развивается, когда ребенок двигается, а движение развивается при
выстраивании нейронных связей.
2. совершенствование двигательной активности ребенка. Из-за пандемии
эта цель стала еще важнее, ведь дети стали реже гулять.
3. социальная адаптация. Коммуникация не врожденный навык. Ребенку
нужно научиться общаться с себе подобными. В этом ему поможет
физкультура – ведь это общественная деятельность, никто не
занимается ею в одиночку.
4. формирование здорового образа жизни.
К. п. н. С. С. Прищепа: «Чтобы сформировать здоровый образ жизни у
ребенка, надо не наставлять его, не поучать, а самому вести здоровый образ
жизни. Родители не всегда задумываются об этом. Легче, конечно, отдать
ребенка на курсы по ментальной математике, чем брать его с собой, когда
чистишь зубы, и самому регулярно садиться на велосипед. Виртуальный
гольф и гироскутер в детском саду также имеют право быть»
Двигательный опыт ребенка стоит оценивать как по широте освоения
физических упражнений, так и по глубине проработки – по критерию
качества выполнения двигательного навыка: «Мы всегда уделяем внимание
этому критерию, ведь за качеством стоит здоровье и безопасность. Например,
при кувырканиях и прыжках важно энергично отталкиваться и мягко
приземляться. Особенно ценно, когда ребенок переводит навык, полученный
на занятии, в игровую деятельность. Когда мы решаем запускать новое
содержание игр для детей, то должны помнить о педагогических
требованиях: для решения какой задачи необходима новая мера, принесет ли
она пользу. Не меньшее значение имеет соблюдение гигиенических
требований. Ни одна новация не должна входить в программу без поддержки
ученых и практиков». (Ошкина Алла Анатольевна)
Развить двигательную активность и уверенность в себе, заниматься в
таком темпе, который удобен – у каждого своего путь.
Как воспитать родителей
Работу над воспитанием физической культуры важно выстраивать через
отношения между семьей и образовательной организацией: «Согласно
государственной политике родители должны сохранить физическое,
психоэмоциональное здоровье своего ребенка, но редко кто об этом знает.
Общество было бы совсем другим, если бы родители на самом деле несли
ответственность, если бы были критерии проверки того, насколько они
следят за здоровьем своих детей.»
Как показывает практика, родители часто не имеют времени, желания и
возможности правильно организовать семейный досуг. Семья испытывает
потребность в психологической поддержке специалистов, но некоторые
говорят, что им это не нужно, что они и сами все знают. Поэтому необходимо
формировать у родителей осознанное отношение к воспитанию, ведь именно
на них лежит ответственность. Детский сад может лишь помочь, направить и
поддержать.