Евгения Гордеева
Консультация для педагогов «Художественные техники: цветные карандаши и фломастеры»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей ДОУ
По парциальной программе «Шаг в искусство»
по изобразительному творчеству дошкольников
(автор С. В. Погодина)
Художественные техники :
цветные карандаши и фломастеры
Художественные техники : цветные карандаши и фломастеры
Публикация «Консультация для педагогов „Художественные техники: цветные карандаши и фломастеры“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Цветные карандаши
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2022
Цветные карандаши - излюбленный материал многих известных художни-ков - не уступают в выразительности другим изобразительным материалам. Их ценность к тому же в том, что материал незаменим в процессе обучения основам изобразительной грамоты, особенно при изучении типов смешения цветов.
С помощью цветных карандашей у детей формируются и закрепляются необходимые изобразительные навыки, они овладевают многими приемами.
Цветные карандаши позволяют рисовать в нужной тональности, работая от светлого к темному, изменяя оттенок по своему желанию.
К сожалению, дошкольники используют цветные карандаши очень примитивно. Поэтому получаемые изображения не оставляют сильного эстетического впечатления. Карандаш в этом случае выступает как инструмент, который может заполнить свободное время.
В процессе рисования цветными карандашами дети стремятся, как правило, передать цвет предмета, изобразить его детали. Однако фон остается упрощенным, без тонального рисунка. А это, безусловно, лишает его выразительности. Поэтому с первых шагов важно, чтобы педагог показал различные приемы работы с цветными карандашами, дабы избежать в рисунке примитива и стереотипности.
Правила смешения цветов :
1. Происходит за счет наложения прозрачных слоев разного цвета один на другой.
2. Важно определить, какой оттенок желательно получить. Если требуется более насыщенный, сначала накладывается светлый исходный цвет (к примеру, желтый, а на него более темный (например, синий). Тогда получится темно-зеленый. Если же желателен светлый оттенок, все делается наоборот - сначала темный, затем светлый
3. Первоначальный рисунок наносится сразу цветными карандашами (серый, охра, голубой)
4. Рисуя цветными карандашами, целесообразно идти от светлого к темному. Таким образом, легче контролировать получаемые оттенки и общий тон работы
5. В завершение - для создания иллюзии пастельной работы - необходимо пройтись по всему рисунку белым карандашом.
Упражнения, предназначенные для работы с карандашами
Их основная задача - закрепить изобразительные навыки и активизировать самостоятельный поиск детей в рисовании. Упражнения создают благоприятную основу для творчества - позволяют ребенку овладеть художественно-изобразительным инструментарием, который и дает творческую свободу.
Нам предлагаются следящие упражнения:
1. Бесформенная штриховка.
В данном упражнении важно научить накладывать штрихи плотно друг к другу. Результаты бесформенной штриховки могут впоследствии дорисовываться до образа. С одной стороны, формируется ловкость руки, а с другой - развивается наглядно-образное мышление. В процессе используются частично и другие материалы (фломастеры, белая и черная гуашь, тушь).
2. Вертикальная штриховка.
Вертикальную штриховку можно выполнять как одним карандашом, так и разными. Это дает возможность увидеть, как один цвет переходит в другой. Темы вариантов вертикальной штриховки следующие.
«Заборчик». Чтобы получить изображение забора, детям раннего и младшего возраста предложите для работы трафарет, изображающий его верхний край. Изображение должно быть выполнено в форме зигзагообразной линии. Трафарет накладывается на бумагу, прикрепляется, а свободное пространство листа заполняется штрихами. Старшие дошкольники изображают забор без трафарета.
«Северное сияние». В ранних и младших возрастных группах дети ритмично выполняют вертикальные штрихи, попеременно меняя их высоту с помощью трафарета. Внутри на цветном фоне рисуют штрихи. На этом этапе задача усложняется, поскольку вводится сразу несколько карандашей при однонаправленном ритме штрихов. Старшие дошкольники выполняют штриховку без опоры на трафарет. Чтобы выдержать сменяющийся ритм, предложите детям рисовать на специально прикрепленных к стене обоях. Но так, чтобы они легко приседали при этом. Смена ритма движений - поскольку у детей динамика тела взаимосвязана с движениями рук - дает возможность получить зигзагообразные изображения
«Кора дерева». Для этого предложите детям раннего и младшего возраста готовые силуэты различных деревьев. Они будут заполнять их вертикальной штриховкой и разными цветами.
«Травка». С помощью восковые мелков или масляной пастели вырисовываются отдельные травинки на переднем плане рисунка. Старших дошкольников следует учить выполнять штрихи, разные по плотности и высоте. Последовательность работы такова: от линии горизонта дети наносят мелкую разреженную штриховку, слегка нажимая карандашом на лист бумаги. Следующий слой штриховки должен быть более плотным, а штрихи большей высоты. Завершается рисунок выполнением на переднем плане штриховки плотной, насыщенной по цвету и высоте.
3. Диагональная штриховка.
«Дождик». Младший дошкольникам предлагается на фон нанести белый карандаш. Первоначально направление штриховки может меняться – в зависимости от характера образа дождя. Старшие дошкольники выполняют диагональную штриховку разными оттенками.
«Горы». Дети раннего возраста и младшие дошкольники выполняют штри-ховку с помощью трафаретов. Так легче передавать разную форму. Общий силуэт направляет движение карандаша. Поэтому диагональная штриховка выполняется достаточно легко и свободно. Старшие дошкольники создают свой силуэт гор, который затем заполняют диагональной штриховкой. Задачу эту можно немного усложнить предложением изобразить самую высокую часть гор наиболее насыщенными штрихами в плане цвета и тона
4. Горизонтальная штриховка.
Этот вид более сложен, поскольку требует в процессе рисования изменить привычное положение руки. Поэтому первоначально, чтобы отработать движения руки, дети рисуют карандашом в воздухе. Первые попытки заканчиваются, как правило, дугообразными линиями. Однако в процессе упражнений навык постепенно формируется.
«Ленточка». Дети раннего и младшего дошкольного возраста выполняют горизонтальную штриховку в форме ленточки с помощью трафаретов, имеющих вид вытянутого по вертикали прямоугольника. Внутренняя часть трафарета заполняется штриховкой.
Старшие дошкольники рисуют горизонтальную штриховку, меняя степень нажима карандаша (от светлого тона к темному или наоборот).
«Дорожка». Дети раннего и младшего дошкольного возраста выполняют упражнение с помощью трафарета и карандашей разного цвета, отличающихся тональностью. Упражнение не только развивает изобразительные навыки, но и знакомит детей с элементарной линейной перспективой.
5. Формообразующая штриховка.
«Клубочек» (кругов штриховка). Дети раннего младшего дошкольного возраста выполняют штриховку круговыми движениями, проводят их внутри трафарета. Старшие дошкольники изображают клубочек без трафарета. Здесь важно, чтобы дети, пытаясь передать элементарный объем, научились варьировать степень нажима карандаша на лист бумаги.
«Крона дерева» (смешанный тип штриховки). Малыши раннего и младшего дошкольного возраста выполняют разнонаправленную штриховку, передавая форму кроны того или иного дерева. Ствол по завершении работы просто наклеивается на крону. Важно одно: дети должны научиться подбирать ствол дерева к форме кроны. Старшие до-школьники более тщательно работают над формой кроны дерева, применяя не только вертикальные, горизонтальные, диагональные штрихи, но и дугообразные
«Вазочка» (комбинированная штриховка на основе соподчинения форм). Младшие дошкольники рисуют простые формы вазочек силуэт которых состоит из двух форм. Каждая составная часть выполняется определенной штриховкой. Старшие дошкольники могут комбинировать как составные формы вазочек, так и характер штриховки.
Фломастеры
Создать выразительный образ с помощью данного материала, несмотря на его простоту, не так просто. Потому что, фломастер плотным пятном ложится на поверхность листа, и крайне сложно затем исправлять неточности рисунка.
Варианты применения фломастеров
1. Рисование фломастерами и водой.
Вода разъедает красящий элемент фломастеров, оставляя выбеленные участки. Учитывая данный эффект, можно варьировать темы. Например:
«Цветочная полянка». Дети раннего и младшего дошкольного возраста, чтобы изобразить траву, заполняют поверхность листа штрихами. Далее чистой кисточкой по бумаге разбрызгивают воду. Выбеленные участки заполняют цветными пятнами - это цветы; после чего любым темным цветом (оттенком) рисуют сердцевинку. Старшие дошкольники, во-первых, регулируя степень нажима фломастера, передают разные тональные соотношения на фоне; во-вторых, нарисовав цветы, дорисовывают стебельки, листочки.
«Снег». Малыши - дети раннего и младшего дошкольного возраста - вы-полняют фломастерами фон, обозначающий небо, после этого разбрызгивают воду Капли воды имитируют падающий снег. Дети старшего дошкольного возраста – для них тема усложняется - рисуют зимний пейзаж.
«Декоративные композиции». Данная тема может иметь множество вариантов для детей любого возраста.
«Натюрморт». В группах раннего и младшего дошкольного возраста применяют локальные формы - капли воды имитируют мелкие цветочки. В старших группах дети создают более сложный по композиции натюрморт, вводя полутона для передачи составляющих предметов.
2. Рисование фломастерами и цветными карандашами. В данной комбинации мож-но предложить следующие темы.
«Бабочки». С помощью силуэтов дети заполняют текстур карандашами (в моно-хроматической или многоцветной гамме, а затем закрывают фон фломастерами. Далее наклеивают силуэты на фон. Эта тема применима на практике в форме как индивидуального рисунка, так и коллективной работы.
«Осенний ковер». Данная тема раскрывается подобно предыдущей. В качестве нового элемента педагог предлагает детям заполнять силуэты листьев не текстурами, а штриховкой или тушевкой с помощью цветных карандашей.
«Бутоны». Цветными карандашами штриховкой заполняются лепестки, сердцевинка рисуется фломастерами. Бутоны можно объединить в общую композицию или на их основе создать натюрморт.
«Птенец». На листе бумаги с определенным фоном дети фломастерами с помощью круговой штриховки рисуют пятно, имитирующее тело птенца. Далее чистой кисточкой проходят по краю пятна, добиваясь растекания фломастера. Детали (глаза, клюв, лапки) рисуют фломастерами или вырезают из цветной бумаги. Гнездо рисуют цветными карандашами дугообразной штриховкой.
«Морской пейзаж». Небо изображается цветными карандашами штри-ховкой и тушевкой, море - как карандашами, так и фломастерами. При-менима также вода для передачи волн или бликов.
«Декоративная композиция». Лист бумаги следует разбить на сегменты, каждый из которых заполняется определенной текстурой - как карандашами, так и фломастерами. Задача, поставленная перед детьми, - добиться разной тональности сегментов.
«Необычные животные». Первоначально рисуется силуэт любого животного, который заполняется текстурами, отображая уже основные признаки животного. В качестве дополнительного выразительного средства может выступать вода, позволяющая получить выбеленные участки.
«Пейзаж». Фон изображается комбинацией цветных карандашей с фломастерами и выделением с его помощью основных элементов композиции.
«Декоративная композиция». Лист бумаги следует разбить на сегменты, каждый из которых заполняется определенной текстурой – как карандашами так и фломастерами
«Портрет». Общий тон лица дети рисуют карандашами, волосы -комбинированной техникой, глаза, рос, рот - фломастерами и, частично, цветными карандашами.
3. Рисование фломастерами и тушью позволяет обобщать цветовые пятна с акцентом на фломастеры. Темы для всех возрастных групп одинаковы, но исполнение разное. Речь идет об определенном усложнении в содержании и техническом выполнении образа.
«Фантазии с помощью монотипии». Первоначально акварелью наносятся пятна на одну половинку сложенного пополам листа, после чего половинки соединяются. Так получается симметричное цветовое пятно, которое дорисовывается до образа с помощью фломастера.
«Пейзаж». Фон заливается тушью. Предметы и объекты рисуются фломастерами. Если фон влажный, можно получить дополнительный эффект - растекание контура, что придаст рисунку определенную живость.
«Натюрморт». Фон и крупные детали натюрморта выполняется тушью, мелкие детали - фломастерами
В данной статье рассматривается многочисленные разновидности рисунка, различающиеся методом рисования, темой и жанром, техникой исполне-ния. Приведенные примеры позволяют заключить: рисунок может служить в качестве вспомогательного материала для создания как живописных, так и графических работ. Неслучайно рисунок - основа для усвоения выразительных средств изобразительного искусства, именно та база, с помощью которой решаются самые различные творческие задачи. И если ребенок усвоит технику и материал рисунка, поймет их особенности, он сможет реализовать любой замысел.