Татьяна Ширманова
Консультация для педагогов «Художественно-эстетическое развитие дошкольников с ОВЗ в свете требований ФГОС»
▼ Скачать
Художественно-эстетическое развитие дошкольников с ОВЗ в свете требований ФГОС
Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» (Сухомлинский)
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ведь человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим потенциалом.
Публикация «Консультация для педагогов „Художественно-эстетическое развитие дошкольников с ОВЗ в свете требований ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Согласно приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Настоящий документ представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и знаменует новый этап в развитии отечественной образовательной системы в целом. Впервые дошкольная ступень становится правомерным компонентом образовательного пространства, тогда как ранее проводимая в данной сфере деятельность являлась лишь подготовительным этапом для обучения в школе. ФГОС – документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. При этом среди важнейших принципов выступает учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Стандарт направлен на решение широкого спектра задач, актуальных для образования всех детей дошкольного возраста. Приоритетными для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) являются задачи: - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья; - обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования; (ФГОС ДО часть 1.6. п. 7) возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
Современное образование выделяет ребенка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творческой деятельности.
Согласно новому Федеральному стандарту образования, художественное и эстетическое развитие детей следует рассматривать как самостоятельные области развития ребенка. Особого внимания данное направление заслужило неслучайно. Художественно-эстетическое развитие дошкольников не только самоценно, но также способно оказать влияние на совершенно разные области жизни будущего человека, происходит в тесном взаимодействии с развитием нравственных качеств личности, интеллектуальным ростом. Дети от природы наделены удивительной способностью воспринимать прекрасное и задача педагога – развить эту способность в более осознанную.
В процессе работы по художественно эстетическому развитию детей с ОВЗ следует учитывать особенности их психофизического развития, такие как особенности восприятия, его узость, фрагментарность, особенности внимания, памяти, особенности мышления и мыслительных операций, недостаточность развития операций анализа и синтеза, особенности двигательной сферы.
Художественно-эстетическое воспитание с учетом своеобразия развития детей с ограниченными возможностями здоровья и особой роли коррекционной образовательной организации направлено на решение таких задач:
1) способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психологического и физического развития детей постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.
2) развивать и совершенствовать эмоциональную сферу воспитанников, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствия, радость, восхищение и пр.) добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.
3) содействовать развитию элементарных творческих способностей и доступных детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, художественного рукоделия, ручного творчества).
С учетом специфики контингента воспитанников, необходима специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой учреждении, уровень содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспитания и обучения, в-третьих, коррекционной направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.
Используются как традиционные методы (показ, наблюдение, анализ, объяснение, пример взрослого, так и специфические, например, совместная деятельность с педагогом.
Основными формами художественно-эстетического развития являются изобразительная деятельность и театрализованные игры.
В ходе изобразительной деятельности ребенок вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т. д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания. Однако сами по себе мыслительные операции не совершаются автоматически в процессе рисования. Для активного развития мышления ребенка с интеллектуальной недостаточностью и исправления свойственных ему недостатков нужны особые методы и средства, которые применяются на занятиях
Прежде чем приступить к рисованию какого-либо объекта, необходимо его детально изучить. Ввиду недостаточной активности аналитической деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью, от педагога требуется особая организация той части занятия, которая касается изучения объекта рисования.
Обследование предмета, как правило, проводится по следующей схеме:
• Организация восприятия предмета в целом (его общая характеристика - назначение, материал, из которого он сделан, эстетическая оценка);
• Анализ предмета (выделение основной, наиболее крупной части; выделение остальных частей; определение формы основной части; определение формы остальных частей; установление конструкции, строения предмета - расположения частей по отношению к основной части и по отношению друг к другу; выделение цвета каждой части);
• Повторное привлечение внимания к предмету в целом (синтез, объединение отдельных свойств в целостный образ предмета)
Работа над рисунком требует от ребенка соблюдения определенной последовательности действий. Однако способность к планированию формируется у детей с ОВЗ чрезвычайно медленно. Поэтому при объяснении сложных заданий педагог показывает полностью весь процесс выполнения рисунка. Объяснять и показывать схему построения рисунка педагог должен на каждом занятии внимательно следить, чтобы порядок действий не воспринимался детьми пассивно. Во время работы полезно задавать вопросы: что надо нарисовать сначала? Что вы уже нарисовали? Что ещё надо рисовать? Такие вопросы активизируют мыслительные процессы тем самым помогают упорядочить процесс изобразительной деятельности.
Также необходима постоянная работа по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, размер, развитию мелкой моторики.
Формой художественно-эстетического развития детей с ОВЗ также является театрализованная деятельность.
Главные методические принципы построения занятий: •
- последовательность и системность. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе;
- Доступность и индивидуализация - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
- Постепенное повышение требований
- Повторяемость материала
- Наглядность – безукоризненный практический показ.
Таким образом можно сделать следующие выводы:
1. изобразительная деятельность является той формой деятельности, которая вызывает эмоционально-положительное отношение к себе в данной деятельности заложены коррекционные возможности, как для развития познавательной сферы, так и для художественно-эстетического развития, но оно не происходит само по себе в процессе рисования. Нужна систематическая коррекционная работа для развития тех или иных функций в процессе занятий;
2. Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий рисованием и театрализованной деятельностью может быть достигнут в том случае, если учитываются психофизические особенности детей с ОВЗ, применяются специальные педагогические методы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у учащихся потенциальных положительных сторон и коррекцию недостатков развития.