Наталья Швакова
Консультация для педагогов «Формирование речевого этикета у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование речевого этикета у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры
В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Общество нуждается в образованной, воспитанной личности. Обращение к речевой культуре личности - один из путей возрождения духовности, в котором образование – это пространство, «возделывающее» ум и душу ребенка через приобщение его к ценностям культуры. В качестве средства гуманизации взаимоотношений дошкольников с окружающими людьми рассматривается процесс усвоения ими средств речевого этикета, способствующих доброжелательности общения со сверстниками и взрослыми. Введение элементов коммуникативной культуры в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении способствует формированию межличностных отношений и освоению языка как средства культурного речевого взаимодействия.
Темочки:
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» сентябрь 2020
К проблеме исследования речевого этикета у взрослых и детей обращались такие ученые, как А. А. Акишина, Б. В. Бушелева, Т. А. Ладыженская, А. И. Севостьянов, Н. И. Формановская и другие. Они рассматривали речевой этикет - не только как систему вербальных единиц, но и как формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении и способствующие установлению доброжелательных взаимоотношений. При обучении детей правилам этикета, используются такие способы педагогического воздействия : приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, пример для подражания, поощрение и наказание. Обучение детей культуре поведения происходит не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах детского сада. Игра является средством формирования культуры поведения у детей. Это подвижные, музыкальные, игры со строительным материалом, театрализованные, народные, дидактические, настольно-печатные, но наиболее эффективные сюжетно-ролевые игры. Например, игра в больницу знакомит не только с профессией врача, но и правилами поведения: в поликлинике, в кабинете врача, в аптеке и т. п.
Вопросам развития игры в дошкольном возрасте посвящены многие работы Д. Б. Эльконина. В своих исследованиях психолог особое внимание уделяет становлению мотивации игровой деятельности и роли символов в ее осуществлении. Эльконин Д. Б. считает, что символы обеспечивают ребенку выход за пределы реального предметного действия и выполнение его в сокращенной игровой форме, что позволяет дошкольнику выявить в этом действии общий смысл. Используя такие символы, ребенок моделирует в игре реальные отношения взрослых и берет на себя их общественно-трудовые роли.
Через наблюдение за деятельностью воспитанников в игре, можно получить сведения об уровне сформированности современного речевого этикета. Использование сюжетно-ролевых игр предоставляет возможность воспитания культуры поведения и формирование формул речевого этикета в различных ситуациях общения: при встрече со знакомыми, при общении в детском саду, транспорте, гостях, в ежедневном общении и т. д. В сюжетно-ролевой игре у детей закрепляется умение вести себя так, как принято в обществе. Следовательно, проблема состоит в определении содержания и педагогических условий формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста. Сущность понятия «формула речевого этикета» сводится к стандартным фразам приветствия, расставания, просьбы, комплимента, извинения, которые приняты при построении доброжелательных отношений. Важную роль играет и то, с какой интонацией произносятся фразы речевого этикета, какими жестами, мимикой и движениями они сопровождаются.
Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить : разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника; доступные способы «развертывания» вежливых формул; умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами. Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием в группе доброжелательных отношений детей друг к другу, каждая ситуация речевого общения предусматривает: обогащение словаря дошкольников вариантами речевого этикета; обучение детей способам их «развертывания»; развитие доброжелательности интонации и мимики.
На основании критериев, выделенных в Программе, старшие дошкольники должны знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведение спора и другое; употреблять слова и выражения в соответствии с обозначенными явлениями, то есть точность речи; умение связать между собой предложения по смыслу, умение высказывать в вежливой форме свое отношение ко взрослым и сверстникам; отстоять свое мнение, доброжелательно и последовательно выражая свои мысли, то есть логичность и последовательность речи; умение употреблять в своей речи языковые единицы, соответствующие ситуации, условиям и содержанию общения, то есть уместность речи.
Для повышения уровня сформированности речевого этикета у детей старшей группы можно использовать такие сюжетно-ролевые игры : «Магазин» («Супермаркет», «Больница» («Поликлиника», «Скорая помощь», «Аптека», «Парикмахерская» («Салон красоты», «Кафе», «Автобус» («Такси»). Представленные игры отражают интересы и девочек, и мальчиков, а также позволяют в полной мере закреплять употребление в речи формулы речевого этикетного поведения через диалог участников. При руководстве сюжетно-ролевыми играми можно рекомендовать методическое пособие Н. Ф. Губановой «Игровая деятельность в детском саду». Для введения в словарь детей разнообразных этикетных форм можно провести этическую беседу «Вежливые слова»; дидактические игры и речевые упражнения «Кто скажет больше слов – приветствий», «Скажи по-другому», «Как сказать бабушке (маме) приятное слово».
Таким образом, целенаправленное руководство сюжетно-ролевой игрой положительно влияет на формирующуюся личность ребенка, способствует развитию нравственных качеств и речевого этикета.
Литература
1. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика- Синтез, 2008. – 128 с.
2. Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых; Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
3. Крулехт, Н. В. Влияние игр на развитие речевого этикета дошкольников [Текст] / Н. В. Крулехт // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М. : Академия 2014. С. 403 – 405