Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Формирование речевого этикета у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры» (7 фото)

Наталья Швакова
Консультация для педагогов «Формирование речевого этикета у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры»

Формирование речевого этикета у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры

В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Общество нуждается в образованной, воспитанной личности. Обращение к речевой культуре личности - один из путей возрождения духовности, в котором образование – это пространство, «возделывающее» ум и душу ребенка через приобщение его к ценностям культуры. В качестве средства гуманизации взаимоотношений дошкольников с окружающими людьми рассматривается процесс усвоения ими средств речевого этикета, способствующих доброжелательности общения со сверстниками и взрослыми. Введение элементов коммуникативной культуры в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении способствует формированию межличностных отношений и освоению языка как средства культурного речевого взаимодействия.

Публикация «Консультация для педагогов „Формирование речевого этикета у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах

К проблеме исследования речевого этикета у взрослых и детей обращались такие ученые, как А. А. Акишина, Б. В. Бушелева, Т. А. Ладыженская, А. И. Севостьянов, Н. И. Формановская и другие. Они рассматривали речевой этикет - не только как систему вербальных единиц, но и как формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении и способствующие установлению доброжелательных взаимоотношений. При обучении детей правилам этикета, используются такие способы педагогического воздействия : приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, пример для подражания, поощрение и наказание. Обучение детей культуре поведения происходит не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах детского сада. Игра является средством формирования культуры поведения у детей. Это подвижные, музыкальные, игры со строительным материалом, театрализованные, народные, дидактические, настольно-печатные, но наиболее эффективные сюжетно-ролевые игры. Например, игра в больницу знакомит не только с профессией врача, но и правилами поведения: в поликлинике, в кабинете врача, в аптеке и т. п.

Вопросам развития игры в дошкольном возрасте посвящены многие работы Д. Б. Эльконина. В своих исследованиях психолог особое внимание уделяет становлению мотивации игровой деятельности и роли символов в ее осуществлении. Эльконин Д. Б. считает, что символы обеспечивают ребенку выход за пределы реального предметного действия и выполнение его в сокращенной игровой форме, что позволяет дошкольнику выявить в этом действии общий смысл. Используя такие символы, ребенок моделирует в игре реальные отношения взрослых и берет на себя их общественно-трудовые роли.

Через наблюдение за деятельностью воспитанников в игре, можно получить сведения об уровне сформированности современного речевого этикета. Использование сюжетно-ролевых игр предоставляет возможность воспитания культуры поведения и формирование формул речевого этикета в различных ситуациях общения: при встрече со знакомыми, при общении в детском саду, транспорте, гостях, в ежедневном общении и т. д. В сюжетно-ролевой игре у детей закрепляется умение вести себя так, как принято в обществе. Следовательно, проблема состоит в определении содержания и педагогических условий формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста. Сущность понятия «формула речевого этикета» сводится к стандартным фразам приветствия, расставания, просьбы, комплимента, извинения, которые приняты при построении доброжелательных отношений. Важную роль играет и то, с какой интонацией произносятся фразы речевого этикета, какими жестами, мимикой и движениями они сопровождаются.

Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить : разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника; доступные способы «развертывания» вежливых формул; умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами. Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием в группе доброжелательных отношений детей друг к другу, каждая ситуация речевого общения предусматривает: обогащение словаря дошкольников вариантами речевого этикета; обучение детей способам их «развертывания»; развитие доброжелательности интонации и мимики.

На основании критериев, выделенных в Программе, старшие дошкольники должны знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведение спора и другое; употреблять слова и выражения в соответствии с обозначенными явлениями, то есть точность речи; умение связать между собой предложения по смыслу, умение высказывать в вежливой форме свое отношение ко взрослым и сверстникам; отстоять свое мнение, доброжелательно и последовательно выражая свои мысли, то есть логичность и последовательность речи; умение употреблять в своей речи языковые единицы, соответствующие ситуации, условиям и содержанию общения, то есть уместность речи.

Для повышения уровня сформированности речевого этикета у детей старшей группы можно использовать такие сюжетно-ролевые игры : «Магазин» («Супермаркет», «Больница» («Поликлиника», «Скорая помощь», «Аптека», «Парикмахерская» («Салон красоты», «Кафе», «Автобус» («Такси»). Представленные игры отражают интересы и девочек, и мальчиков, а также позволяют в полной мере закреплять употребление в речи формулы речевого этикетного поведения через диалог участников. При руководстве сюжетно-ролевыми играми можно рекомендовать методическое пособие Н. Ф. Губановой «Игровая деятельность в детском саду». Для введения в словарь детей разнообразных этикетных форм можно провести этическую беседу «Вежливые слова»; дидактические игры и речевые упражнения «Кто скажет больше слов – приветствий», «Скажи по-другому», «Как сказать бабушке (маме) приятное слово».

Таким образом, целенаправленное руководство сюжетно-ролевой игрой положительно влияет на формирующуюся личность ребенка, способствует развитию нравственных качеств и речевого этикета.

Консультация для педагогов «Формирование речевого этикета у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры»
Фото «Формирование речевого этикета у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры»
Консультация для педагогов - фото
Общество нуждается в образованной воспитанной личности Обращение к речевой культуре личности один из путей возрождения духовности в котором образование это пространство возделывающее ум и душу ребенка через приобщение его к ценностям культуры Публикация Консультация для педагогов Формирование речевого этикета у старших дошкольников в процессе сюжетно ролевой игры размещена в разделах Вежливость этикет Игры дидактические пособия Игрушки

Литература

1. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика- Синтез, 2008. – 128 с.

2. Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых; Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.

3. Крулехт, Н. В. Влияние игр на развитие речевого этикета дошкольников [Текст] / Н. В. Крулехт // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М. : Академия 2014. С. 403 – 405

Публикации по теме:

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет» Консультация для педагогов «Играйте в сюжетно- ролевые игры с 3- 4 лет» Вот пришли к нам в группу новые малыши. Настроение у всех разные,.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование речевого этикета у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры»
Опубликовано: 24 сентября 2020 в 12:41
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД