Любовь Петровна Коробкова
Консультация для педагогов «Если рядом агрессивный ребенок…»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время, когда людям не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение. В психологическом словаре агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам, установленным в обществе, и наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Публикация «Консультация для педагогов „Если рядом агрессивный ребенок…“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Признаки агрессивности могут проявляться уже в детстве. В качестве основных причин агрессивности у детей можно выделить следующее:
- демонстрация насилия по телевидению;
- экономическое неблагополучие в семье;
- социальная нестабильность в обществе;
- недостатки воспитания;
- неблагополучная семейная обстановка;
- низкий уровень эмоционально-волевой сферы;
- негативное отношение педагога к ребенку;
- несформированность механизмов саморегуляции поведения и др.
У детей в возрасте 5-7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно.
Далеко не всегда агрессивный ребёнок признается, что он агрессивен. Он даже уверен в обратном: все вокруг злые, ему мешают. Эмоциональный мир таких детей скуден, они сами мало улыбаются, часто настороженно смотрят на окружающих. Им трудно распознавать свои чувства и чувства других детей и взрослых.
Научить ребёнка распознавать своё эмоциональное состояние и говорить о нём, рисовать его. Для того чтобы дети могли верно оценить своё состояние и управлять им, необходимо понимать себя – ощущения своего тела. Дети подготовительной группы очень подробно описывали ощущения своего тела, когда они злятся. «Кулаки сжимаются, хочется кричать, сжимаются зубы, сердце стучит громко и т. д.» (тело напрягается). Обучение ребёнка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если оно проводится систематически, изо дня в день. В течение довольно длительного времени. Очень важно говорить о своих чувствах.
Детская агрессивность рассматривается как социальное явление, поэтому взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения.
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.
Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.
Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребёнка эмпатии.
Одной из форм такой работы может стоять ролевая игра, в процессе которой ребёнок получает возможность поставить себя на место других оценить своё поведение со стороны.
Побывав в разных ролях, агрессивный ребёнок постепенно учится сопереживать окружающим, сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому «агрессору» и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие – научиться брать на себя ответственность за совершённые им действия, а не сваливать вину на других.
Правда взрослым, работающим с агрессивным ребёнком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах.
И оценивать поступок, а не ребёнка. Ты – негодник, ты достал всех, в группе без тебя было тихо и т. д. Эти слова ещё раз доказывают ребёнку, что он никому не нужен, что все против него. В таких случаях полезнее сказать о своих чувствах. Вместо: «Ты опять не убрал игрушки?» - «Я расстраиваюсь, когда игрушки не убраны. Ты опять мешаешь проводить занятие» - «Я рассердилась, мне не нравится, что меня перебивают». Слыша всё реже и реже упрёки в свою сторону, он понемногу начинает доверять взрослому. Появляется возможность для конструктивного диалога.
Юмор или шутка. Зная, что юмор и агрессия несовместимы, у дошкольников постарше можно попытаться снять эмоциональное напряжение добродушным смехом. Это непростой прием, который лучше применять к группе детей, чем к отдельному ребенку, поскольку у дошкольников выражена потребность в публичном одобрении и признании со стороны взрослого. Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору!