Татьяна Жалнина
Консультация «Если ребенок агрессивный»
▼ Скачать + Заказать документы
Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится "грозой" всего детского коллектива, что огорчает родителей.
Публикация «Консультация „Если ребенок агрессивный“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия—это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. "Как стать любимым и нужным" — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых.
Предложите ребенку воспользоваться «чудо–вещами» для выплескивания негативных эмоций:
чашка (в нее можно кричать);
тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);
листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);
подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», боксерская груша подойдет.
Причины детской агрессии
1. Негативная самооценка («Я плохой и веду себя как плохой»).
Ваши действия. Как можно чаще хвалить ребенка, не стесняться проявлять любовь к нему. Никогда не осуждать самого ребенка («Ты плохой, потому что так делаешь», а только его действия («Мне не нравится, что ты поступил плохо, поскольку сделал кому-то больно»).
2. Страх (защитная агрессия).
Ваши действия. Научите ребенка защищать себя, словесно выражая свою агрессивность, определяя собственное эмоциональное состояние (это полезно и во всех других ситуациях).
3. Реакция на запрет (ребенок не получает то, что емунужно).
Ваши действия. В разумных пределах необходимо разрешать ребенку быть независимым. В случае отказа аргументировано объясните причину запрета. Если желание ребенка несвоевременно, переключите его внимание на что-то другое или предложите компромисс. Устанавливайте правила поведения. Заранее обговаривайте с ребенком правила поведения.
4. «Не могу!» Ребенок понимает, что ведет себя плохо, но не может справиться со своими чувствами.
Ваши действия. Остановите ребенка. Для него очень важно, что бы вы справились с его агрессией : тот, кто тебя защитил от себя самого, сможет защитить и от внешних опасностей. Агрессивность ребенка возросла до высокой степени и угрожает увечьями ему самому или окружающим? Примените силу: подойдите сзади и прижмите его руки, обхватите его ноги своими и берегите свой подбородок от его головы. У малыша должно создаться впечатление: вы сдерживаете его, поскольку хотите успокоить, а не нападаете, проявляя агрессивность.
5. Усталость (разбалансирование нервных процессов).
Ваши действия. Когда дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом. В таком состоянии ребенок не может успокоиться сам, помогите ему: обнимите, усадите на колени, начните качать, как маленького, нашептывайте на ушко что-то ласковое и спокойное. Все подвижные игры прекращайте за два часа до сна.
Старайтесь соблюдать режим дня и строго придерживаться введенных правил.
6. Переадресация агрессии («Как обращались со мной, так и я буду обращаться с другими»).
Ваши действия. Если в семье дерутся, кричат друг на друга или ребенок оказывается крайним в ссорах родителей, он перенимает этот стиль поведения. В таких семьях детей наказывают часто и несправедливо. Чем более жестокие требования предъявляются ребенку дома, тем более агрессивным он будет в своих проявлениях.
7. Жажда власти. Речь идет о детях с так называемыми нарушенными привязанностями («Я никому не нужен, ну и не надо!»).
Они научились выживать, нападая на всех, нарушая правила.
Ваши действия. Нужно завоевать авторитет: значимыми качествами для такого ребенка являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет не вызывает сомнений, следует вовремя твердо сказать ребенку : «Я не позволю тебе это делать».
Как научиться справляться с гневом!
Если вы в гневе, старайтесь не прикасаться к ребенку, уйдите в другую комнату.
Наказывайте малыша только за конкретные проступки, наказание не должно унижать ребенка.
Старайтесь лишний раз пожалеть, приласкать малыша, чтобы он чувствовал, как вы любите и понимаете его.
Не внушайте ребенку, что он плохой.
Не используйте агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте: агрессивность— это следствие враждебности, а воспита-тельные меры — не оружие сражения.
Не позволяйте ребенку даже нарочно стрелять во взрослых из игрушечного пистолета.
В случае, если нет видимых причин для агрессивного поведения малыша, а оно у него проявляется, обратитесь к специалистам.