Алёна Барсукова
Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание гражданской позиции старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Родничок» комбинированного вида
Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание гражданской позиции старших дошкольников»
Воспитатель : Барсукова Е. А.
Пыть-Ях, 2022г.
___1слайд
___2 слайд
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Воспитание гражданской позиции старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т. д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
___3 слайд
Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать в дошкольниках такие качества как патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.
Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Дети-дошкольники живут в своем маленьком мире: вот мама, вот папа, вот мой дом, мой детский сад. И в детском саду у нас довольно небольшое, привычное взору ребенка пространство: моя группа, мой шкаф в раздевалке, моя кровать. Самое большое путешествие для многих детей – это поездка на выходные к бабушке или в отпуск летом. Не все имеют возможность выезжать в различные районы страны.
___4 слайд
В результате дети остаются замкнутыми в своем маленьком мире.
Но ведь пройдет немного времени, и дети пойдут в школу.
Для развития их самостоятельности, для расширения кругозора было бы хорошо, чтобы дети лучше осознавали свое место в огромном мире, чтобы у них вырабатывалось ощущение своей причастности ко всему происходящему.
___4 слайд
Принципами педагогической деятельности в ДОУ по гражданскому воспитанию являются :
- индивидуализация обучения, включающая в себя учет индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
- постоянное стимулирование творческой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
- системность и последовательность воспитания и обучения, представленная формированием целостного процесса познания социального мира;
- обеспечение психологического комфорта при организации занятий;
- преемственность в организации разнообразных видов деятельности, способствующих целостному восприятию данного цикла.
Необходимо воспитывать и обучать детей так, чтоб они осознавали себя, с одной стороны - детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны - детьми своего города, региона, страны, наконец, - жителями Земли.
Этой задаче и должно служить формирование пространственных представлений.
___5 слайд
Гражданское воспитание у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач:
___6 слайд
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
___7 слайд
- воспитание уважения к труду;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
___8 слайд
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
___9 слайд
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
___10 слайд
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
___11 слайд
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
___12 слайд
Еще в начале 30-х годов XX века известный швейцарский психолог Жан Пиаже высказал идею о том, что ребенок дошкольного возраста — эгоцентрик, то есть он ощущает себя центром мира. Постепенно, в процессе взросления, в результате психического развития и социализации восприятие ребенка меняется.
Децентрация является одним из важных показателей готовности к школьному обучению. Возраст старших дошкольников благоприятен для целенаправленной работы по изменению взглядов ребенка на мир и на свое место в нем. Этому способствует система занятий и игровых упражнений.
Начинать работу нужно от осознания ребенком самого себя, от создания комфортного ощущения от пребывания в окружающем мире. Поэтому, прежде чем ставить какие бы то ни было задачи, необходимо создать комфортную обстановку в группе, чтобы дети чувствовали себя здесь как дома. От осознания себя, своих эмоций и настроений, своих ощущений и чувств можно вести ребенка дальше, к осознанию огромности окружающего нас мира и своего места в нем, к ощущению расширения своего пространства.
___13 слайд
Важной частью работы по гражданскому воспитанию является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художниках, композиторах, изобретателях, ученых, путешественниках).
___14
Также надо на конкретных примерах познакомить детей с характером российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину.
___15 слайд
Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, игры на народных инструментах, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия, мини-музеи и интерактивные выставки – все это помогает решать поставленную задачу.
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения - родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Современное дошкольное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина.
Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения.
Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.
Определенность объектов ознакомления помогает при организации прогулок и экскурсий.
К сожалению, в нынешнее неспокойное время проведение экскурсий, прогулок и походов за территорию ДОУ стало весьма проблематичным. Хотя этот вид деятельности как нельзя лучше подходит для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром. Кроме того, пешеходные прогулки, особенно в парки и скверы, являются неотъемлемой частью и экологического воспитания, и оздоровительной работы.
Возникает сложная ситуация: проводить экскурсии нет возможности, а без них полноценного образовательного процесса тоже не получается. Относительного решения этой проблемы можно добиться при помощи родителей.
Прежде всего, необходимо познакомить их с тематикой ознакомления детей с социальным миром, сообщить о планируемых прогулках или экскурсиях, объяснить поставленные цели и задачи.
В ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с социумом района ставятся следующие задачи:
- знакомство с основными историческими сведениями и современной жизнью района с его достопримечательностями;
- воспитание бережного отношения к памятникам природы, истории и культуры;
-подготовка к школе, воспитание желания учиться;
- социализация ребенка-дошкольника, включающая формирование у него умения вести себя в общественных местах, общаться со взрослыми и сверстниками.
Особое внимание в работе с детьми старшего дошкольного возраста уделяется знакомству с особенностями города и округа. Старшие дошкольники знают, что в Пыть-Яхе есть больницы, школы, детские сады, кружки, студий для детей и др. У детей постепенно формируется образ малой родины и её жителей. Большую помощь в знакомстве с культурой нашего края, региона могут оказать цикл экскурсий в Краеведческий музей. В ходе этих экскурсий дети получают новые знания об истории города, края, о его природе, климатических особенностях.
Исследования аспирантки кафедры дошкольной педагогики РГПУ имени А. И. Герцена К. В. Борчаниновой показывает, что ребенок лучше запоминает объекты, которые осваивает в ходе привлекательной и занимательной деятельности. Эмоциональное восприятие объекта вызывает желание узнать о его происхождении, возникновении названия. Так, например, экскурсии в Эко-Музей (как под открытым небом, так и экспозиции и выставки в Краеведческом музее библиотеки) вызывали у детей неподдельный интерес и желание обсудить и поделится полученными знаниями. Следовательно, речь идет об игре-экскурсии, игре-путешествии как особом виде взаимодействия с дошкольниками.
Таким образом, педагог будет, проводя с дошкольниками подобные игры, организовывая целенаправленную работу по патриотическому воспитанию, формировать у детей ответственную и активную гражданскую позицию.
___
Основные формы работы: индивидуальные, групповые.
Основные методы работы: беседа, консультация, занятие, упражнения, наблюдение, обсуждение ситуаций, праздники, д/и.
Рекомендуется также проведение интегрированных занятий, например, «Наша русская природа в искусстве», «Я гражданин России»