Татьяна Иваненко
Консультация для педагогов ДОУ «У вас в группе заикающийся ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
У вас в группе заикающийся ребенок
Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков или слогов. Заикание чаще всего возникает у детей от 2 до 5 лет.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „У вас в группе заикающийся ребенок“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Педагогам, в случае поступления заикающегося ребенка в детский сад, нужно установить связь с родителями, выяснить причины заикания, проявить к такому ребенку максимум внимания, наладить с ним контакт. Посоветовать родителям обратиться к специалистам (психоневрологу, логопеду, психологу, поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.
Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью. Заикание также может появиться у детей с замедленно формировавшейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, у них недостаточно развита мелкая моторика рук. Знание этих причин поможет родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки. Педагог должен провести беседу с родителями и дать советы.
Ввиду того, что у заикающихся детей ослаблена нервная система, для них требуется более спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно читать на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные телепередачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Нельзя чрезмерно баловать детей, так как в этом случае психологической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть постоянными. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном.
Педагогам при работе с заикающимися детьми необходимо помнить, что относиться к таким детям надо с особой чуткостью, ни в коем случае не заострять внимания на дефектах их речи и следить, чтобы этого не делали другие дети. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого, не торопясь, но не по слогам и не нараспев. Нужно быть всегда одинаково равным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а наоборот, вселять уверенность в свои силы.
Большое значение имеет речь педагога. Важно, чтобы она была образцом для речевого подражания. Речь должна состоять из коротких предложений. Вопросы необходимо задавать четко, формировать их как можно короче и только конкретного характера. Они должны относиться к тем предметам и действиям, которые дети видят.
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Поэтому при воспитании личности заикающегося ребенка педагогам следует использовать игровую деятельность, которая развивает речь, мышление, память, моторику, формирует умение управлять своим поведением и стимулирует свободу общения со сверстниками.
Первостепенное значение имеют игры с пением (хороводы с плясовыми движениями). Эти игры позволяют замкнутым и нерешительным детям привыкнуть к педагогу и товарищам.
В работе с заикающимися детьми используются игры средней и малой подвижности, так как игры большой подвижности нарушают темп дыхания, который у таких детей не в норме. В подвижных играх дети с удовольствием двигаются, говорят в такт движениям, что помогает готовить их к овладению самостоятельной речью, нормализует моторику.
Дидактические игры несут в себе цель научить заикающихся детей свободному общению. Это игры на звукоподражание, лото, домино, мозаика, со строительным материалам, разборными игрушками.
Игры – драматизация стихов, прозы, игры в настольный театр и творческие игры также помогут педагогам в работе с заикающимися детьми. Ведущее место занимают игры-драматизации стихотворного текста. Они учат детей интонационной выразительности, развивают движения, воспитывают общительность, уверенность, положительные нравственные качества.
Игры с пением также очень важны. Участвуя в них, дети поют, играют, выполняют действия, учатся общаться в коллективе сверстников, владеть собой и своим телом, а песенный речитатив тренирует речь, формирует длительный выдох, который важен в речи.
Все виды игр помогают детям справиться с возникающими речевыми затруднениями.
При реализации задачи развития у детей знаний и навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения, педагог, ориентируясь на речевые возможности заикающихся детей, должен помогать им преодолевать дефект и закреплять речевые успехи.