Краснова Екатерина
Консультация для педагогов ДОУ от педагога-психолога на тему роли сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
1. см. фото
2. Значение термина
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка.
Это время от 3 до 7 лет.
Условия жизни в это время стремительно расширяются:
рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.
Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно.
Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности.
Из этого противоречия рождается ролевая игра —
самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Данная деятельность – есть этап включения ребенка в общество.
3. Трансформация игры в дошкольном возрасте
Предметно-манипулятивная (без воодушевления) 3 года - действия
Сюжетная (у игры появляется цель) 4 года - правила
Сюжетно-ролевая (в игре возникают различные роли с разными целями) 5 лет - поступки
Ролевая с правилами (исполнители роли следуют правилам) 6 лет - воля
Режиссёрская (исполнители роли трансформируются в актерские персонажи) 7 лет - мораль
Итог развития игры в дошкольном возрасте – внутренний план действий и произвольность (построение и выполнение мысленного плана и управление своими психическими процессами)
4. Игра и Социум
Помимо необходимого уровня развития предметных действий,
для появления игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми.
Около 3 лет ребенок становится гораздо более
самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться.
В то же время, игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию.
Она не сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым.
5. Игра и Социум
В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии.
1. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия.
2. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека
6. Роль воспитателя
Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.
Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками.
Вот как, например, в младшей группе детского сада проходит игра в железную дорогу. Воспитательница помогает детям составить длинный ряд стульев, и пассажиры занимают свои места. Два мальчика, которым захотелось быть машинистом, усаживаются на крайние в ряду стулья, гудят, пыхтят и «ведут» поезд в разные стороны. Ни машинистов, ни пассажиров эта ситуация не смущает и не вызывает желания что-то обсудить.
По выражению Д. Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе».
Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным.
7. Роль воспитателя
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры.
Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.
Если по какой-то серьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения.
8. Воспитатель = внешний контроль
Внешний контроль = внутренний контроль
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка.
Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля.
В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.
Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре, по напутствию воспитателя.
Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.
• Фрустрация — состояние, вызванное непреодолимыми трудностями, возникшими на пути к достижению цели.
9. Игра и интеллект
В игре коренным образом изменяется позиция ребенка.
Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения.
Благодаря децентрации, происходящей в ролевой игре, открывается путь к формированию новых интеллектуальных операций — но уже на следующем возрастном этапе.
10. Игра и интеллект
То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых.
Например, играя, дошкольник может долго стоять в позе часового, но ему трудно выполнить аналогичное задание стоять прямо и не двигаться, данное воспитателем.
Хотя в игре содержатся все основные компоненты произвольного поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность.
Тем не менее, к 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение образы становятся более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантах развития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.
11. Рекомендации для воспитателя
Взрослый – партнер по игре
В игре – минимум игрушек. Допускаются неоформленные предметы-заменители
Акцент на речевой диалог, минимум манипуляций с игрушками
По книге Михайленко Н. Я. и Коротковой Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду
12. Итоги:
Начало новой школьной жизни связано с уходом из привычных условий и комфортной социальной среды. Следующий этап включения в общество для ребенка – это поступление в 1 класс.
К 7 годам ребенок обретает, благодаря игре:
- Произвольность
- Внутренний план действий
- Моральные принципы и внутренний контроль
- Волевые усилия и мотивацию к усвоению новых знаний
Без присутствия игры в ежедневном расписании ребенка-дошкольника
невозможна его успешная социализация и переход в новое, более обширное окружение