Получи документы

Консультация для педагогов ДОУ от педагога-психолога на тему роли сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка-дошкольника

Краснова Екатерина
Консультация для педагогов ДОУ от педагога-психолога на тему роли сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

1. см. фото

2. Значение термина

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка.

Это время от 3 до 7 лет.

Условия жизни в это время стремительно расширяются:

рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.

Темочки:

Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно.

Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности.

Из этого противоречия рождается ролевая игра —

самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Данная деятельность – есть этап включения ребенка в общество.

3. Трансформация игры в дошкольном возрасте

Предметно-манипулятивная (без воодушевления) 3 года - действия

Сюжетная игры появляется цель) 4 года - правила

Сюжетно-ролевая (в игре возникают различные роли с разными целями) 5 лет - поступки

Ролевая с правилами (исполнители роли следуют правилам) 6 лет - воля

Режиссёрская (исполнители роли трансформируются в актерские персонажи) 7 лет - мораль

Итог развития игры в дошкольном возрасте – внутренний план действий и произвольность (построение и выполнение мысленного плана и управление своими психическими процессами)

4. Игра и Социум

Помимо необходимого уровня развития предметных действий,

для появления игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми.

Около 3 лет ребенок становится гораздо более

самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться.

В то же время, игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию.

Она не сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым.

5. Игра и Социум

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии.

1. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия.

2. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека

6. Роль воспитателя

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками.

Вот как, например, в младшей группе детского сада проходит игра в железную дорогу. Воспитательница помогает детям составить длинный ряд стульев, и пассажиры занимают свои места. Два мальчика, которым захотелось быть машинистом, усаживаются на крайние в ряду стулья, гудят, пыхтят и «ведут» поезд в разные стороны. Ни машинистов, ни пассажиров эта ситуация не смущает и не вызывает желания что-то обсудить.

По выражению Д. Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе».

Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным.

7. Роль воспитателя

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры.

Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

Если по какой-то серьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения.

8. Воспитатель = внешний контроль

Внешний контроль = внутренний контроль

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка.

Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля.

В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.

Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре, по напутствию воспитателя.

Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.

• Фрустрация — состояние, вызванное непреодолимыми трудностями, возникшими на пути к достижению цели.

9. Игра и интеллект

В игре коренным образом изменяется позиция ребенка.

Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения.

Благодаря децентрации, происходящей в ролевой игре, открывается путь к формированию новых интеллектуальных операций — но уже на следующем возрастном этапе.

10. Игра и интеллект

То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых.

Например, играя, дошкольник может долго стоять в позе часового, но ему трудно выполнить аналогичное задание стоять прямо и не двигаться, данное воспитателем.

Хотя в игре содержатся все основные компоненты произвольного поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность.

Тем не менее, к 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение образы становятся более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантах развития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.

11. Рекомендации для воспитателя

Взрослый – партнер по игре

В игре – минимум игрушек. Допускаются неоформленные предметы-заменители

Акцент на речевой диалог, минимум манипуляций с игрушками

По книге Михайленко Н. Я. и Коротковой Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду

12. Итоги:

Начало новой школьной жизни связано с уходом из привычных условий и комфортной социальной среды. Следующий этап включения в общество для ребенка – это поступление в 1 класс.

К 7 годам ребенок обретает, благодаря игре:

- Произвольность

- Внутренний план действий

- Моральные принципы и внутренний контроль

- Волевые усилия и мотивацию к усвоению новых знаний

Без присутствия игры в ежедневном расписании ребенка-дошкольника

невозможна его успешная социализация и переход в новое, более обширное окружение

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет» Консультация для педагогов «Играйте в сюжетно- ролевые игры с 3- 4 лет» Вот пришли к нам в группу новые малыши. Настроение у всех разные,.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ от педагога-психолога на тему роли сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка-дошкольника
Опубликовано: 20 ноября 2020 в 12:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ от педагога-психолога на тему роли сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка-дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Краснова Екатерина (УИ 2482945) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД