Наталья Александровна
Моделирование образовательной среды современного дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование образовательной среды современного дошкольного образовательного учреждения
Сегодня активно идет процесс работы по образовательным стандартам, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование. А современное образование невозможно без моделирования современной образовательной среды.
Публикация «Моделирование образовательной среды современного дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
Моделирование и образовательная среда-это те составляющие, которые сегодня являются важным Требованием ФГОС ДО. Принципиальным сегодня становится не проведение и не создание чего-то, а исключительно ситуация с моделированием, проектированием т. е. с тем гибким видоизменением в соответствующих условиях.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей (ФГОС ДО)
Термин «модель» происходит от латинского «modulus» — мера.
Модель - образ желаемого будущего; это искусственно созданный объект в виде схемы, конструкций, знаковых форм, который отображает и воспроизводит в более простом структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Моделировать –это отображать, воспроизводить, т. е. что необходимо сделать здесь и сейчас, в этой ситуации.
Моделирование – метод исследования определенных объектов и явлений путем воспроизведения их характеристик на другом объекте, модели, которая представляет аналог.
А понятие моделирование – это всегда исследовательская деятельность.
Каково же место педагога в моделировании образовательной среды?
Образовательная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого, воздействовать на их развитие. Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:
реализация поставленных в Образовательной программе задач психического развития;
реализация регионального компонента воспитания и образования;
реализации цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей
Таким образом, главная роль отводится педагогу. Педагог должен быть компетентным,уметь моделировать образовательную среду, учитывая эти компоненты. Педагог обеспечивает развитие детей в разных видах деятельности. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога. Поэтому быть компетентным – это, значит. многое уметь, осознавать, каким будет результат деятельности.
Что же делать педагогу, чтобы многое знать, уметь, делать?
Это, прежде всего, работа по самообразованию, регулярное прохождение курсов повышение квалификация, аттестация, обмен опытом работы, публикация в СМИ и др. Необходимо помнить, что именно педагог несет ответственность за качество образования воспитанников.
А что же образовательная среда? Каково её значение?
Большое значение имеет предметно-пространственная среда. Образовательное пространство детского сада выстроено таким образом, что дети сами выступают с инициативой своего развития, а взрослый, видя, в какой области лежит мотивация их деятельности, обеспечивает ее поддержкой, моделирует комфортную среду для деятельности детей, подает идеи, снабжает материалами и оборудованием.
Как же организуется ППРС?
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию. И чем полнее ребенок использует возможности среды, тем более успешно происходит его свободное и активное саморазвитие. Ребенок находится в детском саду весь день, и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций.
Что нужно учитывать, оформляя пространство детского сада?
Модель оформления групп базируется на двух простых идеях:
детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий, которая:
оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению
выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка
обогащает личностное развитие
способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Задача каждого педагога связана с обеспечением оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.
Необходимо проектировать образовательный процесс. А как его проектировать?
Я напомню вам, что при проектировании воспитательно-образовательного процесса необходим интегративный подход и к организации развивающих центров активности детей. Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность воспитательно-образовательного процесса.
Определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Только тщательно продуманная среда побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.
А роль руководителя в моделировании образовательной среды?
Моделирование образовательной среды — это и направление управленческой деятельности руководителя, связанное с созданием системы материальных, культурных и дидактических ресурсов.
Каждый педагог ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре) также решает задачу моделирования предметно-пространственной среды в своих подразделениях, проявляя свою индивидуальность.
Итак, моделирование предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса — педагогов, детей, родителей и социума.
Помните, что родители воспринимают образовательную среду учреждения целиком. И любая мелочь может сыграть решающую роль в выборе учреждения. Моделируйте образовательную среду.
Что обеспечит образовательная среда?
Функционирование ДОУ как современного учреждения и подготовку к школе успешного дошкольника.
Обновление содержания образовательного процесса в интеграции образовательных областей
Совершенствование образовательной среды
Качество образования
Литература
1. Балова И. Н. Проектирование локальной образовательной среды / И. Н. Балова // Проектирование образовательной среды в дошкольном учреждении. – СПб. : СПбАППО, 2004.
2. Гиляка Л. В. Проектирование комфортной и гармоничной развивающей среды в ДОУ / Л. В. Гиляка // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2008. – № 2. – С. 112–117.
3. Давыдов В. В. Концепция дошкольного воспитания / В. В. Давыдов, В. А. Петровский // Дошкольное воспитание. – 1989. – №5. – С. 10-23.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
6. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию /В. А. Ясвин. – М. : Смысл, 2001.