Елена Малышева
Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр»
Классификация народных игр
Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.
Предлагаемая классификация народных игр поможет решить разные педагогические задачи.
Классификация по определё нным признакам:
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Классификация народных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
1. Игры, отражающие национальную культуру –игры, отражающие отношение людей к окружающей природе, повсеместные занятия и быт наших предков, игры русских детей, вечная борьба добра и зла.
2. Игры разной интенсивности – малая, средняя, высокая.
3. Игры с преимуществом двигательного действия – с бегом, прыжками, с метанием и т. д.
4. Игры, отличающиеся по сложности и содержанию построения – простые, командные, переходящие.
5. Игры с учётом возрастных особенностей детей.
6. Игры по способу проведения – с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные.
7. Игры, способствующие воспитанию физических качеств – силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости.
8. Игры по отношению к структуре НОД – для подготовительной, основной и заключительной части НОД.
Рассмотрим игры первого признака, отражающие национальную культуру. Русские народные игры этого признака поделены на четыре раздела.
1) Игры, отражающие отношение человека к природе.
Жизнь челове4а в старину была тесно связана с природой. Леса полны зверей, полевые работы, промыслы. Многое в жизни людей зависело от природы.
Связь людей и природы отражалась в обычаях, традициях, праздниках. Дети подражали взрослым и проделывали тоже в игровой форме. Игры воспитывали доброе отношение к окружающему миру. В основном главные действующие лица в играх звери. Это «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Стадо», «Коршун и наседка», «Хромая лиса», «Филин и пташки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Волки и овцы», «Зайцы в огороде» и др.
2. Игры, отражающие повседневные занятия и русский быт.
Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющие повседневные занятия людей в старину дощли до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Это «Птицелов», «Каравай», «Ловись рыбка», «Заря», «Бояре», «Невод», «Удочка», «Домики», «Ворота», и др.
3. Игры русских детей, передающиеся из поколения в поколение. Игры, где нужно проявлять смекалку, находчивость, быстроту, координацию. Азарт, игровой задор, элементы соперничества и соревнования – главные составляющие народных игр. Это «Горелки», «Свайка», «Жмурки», «Городки», «Лапта», «Ляпка», «Ловишка», Кто дальше», «Пятнашки», «Считалки», и др.
4. Игры, где дети могут помериться силой и ловкостью. Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра – то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества, стремление стать сильнее, победить всех. Это «Чехарда», «Дуга», «Бой петухов», «Перетяни за черту», «Перетягивание каната» и др.
Так же можно отдельно выделить военные игры. Военная тематика сама собой не могла не войти в детские игры. За долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьёзных видоизменений, и дошли до нас почти в первозданном виде.
Игра представляет собой состязание двух команд, в народной традиции определяются допустимые средства и приёмы противоборства и условия признания победителей.
На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек. Это «Снежки», «Палочный бой», «Казаки-разбойники», Взятие крепости» и др.
Классификация игр означает, соединить порядки игр, соподчинённость их назначением и составленных на основе учёта принципиальных и общих признаков и закономерных связей. Педагогическая классификация игр призвана стать ориентиром их многообразия, источником информации о них.
В играх и жизни детей привлекают нравственно-психологические качества: смелость, решимость, выдержка, верность другу. Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью кв себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Игра даёт возможность каждому проявить себя, добиться лучших результатов во всех отношениях, т. е. – игра всех и во благо всем.