Елена Малышева
Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Классификация народных игр
Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.
Предлагаемая классификация народных игр поможет решить разные педагогические задачи.
Классификация по определё нным признакам:
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Классификация народных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
1. Игры, отражающие национальную культуру –игры, отражающие отношение людей к окружающей природе, повсеместные занятия и быт наших предков, игры русских детей, вечная борьба добра и зла.
2. Игры разной интенсивности – малая, средняя, высокая.
3. Игры с преимуществом двигательного действия – с бегом, прыжками, с метанием и т. д.
4. Игры, отличающиеся по сложности и содержанию построения – простые, командные, переходящие.
5. Игры с учётом возрастных особенностей детей.
6. Игры по способу проведения – с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные.
7. Игры, способствующие воспитанию физических качеств – силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости.
8. Игры по отношению к структуре НОД – для подготовительной, основной и заключительной части НОД.
Рассмотрим игры первого признака, отражающие национальную культуру. Русские народные игры этого признака поделены на четыре раздела.
1) Игры, отражающие отношение человека к природе.
Жизнь челове4а в старину была тесно связана с природой. Леса полны зверей, полевые работы, промыслы. Многое в жизни людей зависело от природы.
Связь людей и природы отражалась в обычаях, традициях, праздниках. Дети подражали взрослым и проделывали тоже в игровой форме. Игры воспитывали доброе отношение к окружающему миру. В основном главные действующие лица в играх звери. Это «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Стадо», «Коршун и наседка», «Хромая лиса», «Филин и пташки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Волки и овцы», «Зайцы в огороде» и др.
2. Игры, отражающие повседневные занятия и русский быт.
Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющие повседневные занятия людей в старину дощли до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Это «Птицелов», «Каравай», «Ловись рыбка», «Заря», «Бояре», «Невод», «Удочка», «Домики», «Ворота», и др.
3. Игры русских детей, передающиеся из поколения в поколение. Игры, где нужно проявлять смекалку, находчивость, быстроту, координацию. Азарт, игровой задор, элементы соперничества и соревнования – главные составляющие народных игр. Это «Горелки», «Свайка», «Жмурки», «Городки», «Лапта», «Ляпка», «Ловишка», Кто дальше», «Пятнашки», «Считалки», и др.
4. Игры, где дети могут помериться силой и ловкостью. Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра – то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества, стремление стать сильнее, победить всех. Это «Чехарда», «Дуга», «Бой петухов», «Перетяни за черту», «Перетягивание каната» и др.
Так же можно отдельно выделить военные игры. Военная тематика сама собой не могла не войти в детские игры. За долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьёзных видоизменений, и дошли до нас почти в первозданном виде.
Игра представляет собой состязание двух команд, в народной традиции определяются допустимые средства и приёмы противоборства и условия признания победителей.
На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек. Это «Снежки», «Палочный бой», «Казаки-разбойники», Взятие крепости» и др.
Классификация игр означает, соединить порядки игр, соподчинённость их назначением и составленных на основе учёта принципиальных и общих признаков и закономерных связей. Педагогическая классификация игр призвана стать ориентиром их многообразия, источником информации о них.
В играх и жизни детей привлекают нравственно-психологические качества: смелость, решимость, выдержка, верность другу. Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью кв себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Игра даёт возможность каждому проявить себя, добиться лучших результатов во всех отношениях, т. е. – игра всех и во благо всем.