Дыдыкина Римма
Консультация для педагогов ДОО «Составление характеристики на обучающегося на ПМПК»
▼ Скачать + Заказать документы
9 сентября 2019 года Распоряжением №Р-93 Министерства Просвещения Российской Федерации было утверждено «Примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
Пункт 2.8 данного документа гласит, что в обязанности членов ППк образовательной организации входит оформление представления ППк на обучающегося (воспитанника) согласно приложению №4.
Публикация «Консультация для педагогов ДОО „Составление характеристики на обучающегося на ПМПК“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Характеристика на ребенка в детском саду. ПМПК
- Темочки
Психолого-педагогическое представление - этот документ, который составляется на основании результатов педагогического наблюдения воспитателями группы. В составлении представления участвуют специалисты: старший воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Методические рекомендации к написанию представления на ребенка дошкольного возраста
1. Представление на ребенка составляется на основании всестороннего предварительного изучения особенностей его личности и деятельности, выяснения мотивов поведения и действий, причин недостаточной сформированности тех или иных психических процессов.
2. Кроме наблюдения за поведением ребенка в различных видах деятельности (игровой, бытовой, художественно-продуктивной, учебной, трудовой, общением, педагог использует такие методы, как беседа, создание и анализ педагогических ситуаций, изучение продуктов детской деятельности (рисунки, аппликация, поделки и т. д.).
3. При составлении характеристики необходимо использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками, данные медицинской карты, анкетирования, посещения на дому семьи и др.).
4. Характеристика должна быть объективной, нейтральной, не содержащей диагнозов и оценочных суждений.
Итак, что должно быть отражено в представлении на обучающегося (такая формулировка указывается и в отношении воспитанника ДОО).
Заголовок:
Представление Психолого-педагогического консилиума МДОУ «Детский сад №.» (название ОО) на обучающегося (ФИО дата рождения, группа/класс) для представления на МУ «ТПМПК»
1. Общие сведения о ребенке:
- Адрес проживания
- Дата поступления ребенка в ДОУ
- Откуда поступил (из семьи, из другого ОО)
- Какую возрастную группу посещает сейчас
На МУ «ТПМПК» ребенок направляется по инициативе кого (педагогов, родителей) в связи с (указывается причина).
2. Форма организации образования:
1. в группе/классе
вид группы: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др. ;
2. на дому;
3. в форме семейного образования;
4. сетевая форма реализации образовательных программ;
5. с применением дистанционных технологий
- особенности протекания периода адаптации к ДОО.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации) :
- переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины,
- перевод в состав другого класса (группы,
- смена воспитателя (ей) (однократная, повторная,
- межличностные конфликты в среде сверстников;
- конфликт семьи с образовательной организацией,
- обучение на основе индивидуального учебного плана,
- надомное обучение,
- наличие частых, хронических заболеваний или пропусков занятий и др. ;
3. Особенности семейного воспитания:
- Состав семьи (полная/неполная семья, многодетная. ФИО родителей (законных представителей, возраст, место работы, должность, братья/сестры воспитанника (ФИО, дата рождения, где обучаются, другие члены семьи, проживающие совместно с ребенком, кем они являются ребенку, в какой степени участвуют в воспитании).
- Семья благополучная/неблагополучная, в чем именно это проявляется (факты жестокого обращения с ребенком, асоциальное поведение, наличие психических расстройств у членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, переезд в другие социокультурные условия – как следствие, плохое владение русским языком, отсутствие работы, материальные трудности, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком и др.).
- Тип детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарность, гармоничные отношения, попустительский стиль воспитания, отвержение).
- Отношение родителей к образовательной организации: посещают ли родительские собрания, другие мероприятия в ДОУ, интересуются ли успехами ребенка, выполняют ли рекомендации педагогов.
4. Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации:
4.1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка
- на момент поступления в образовательную организацию в соотношении с возрастными нормами развития: значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало.
- на момент подготовки характеристики в соотношении с возрастными нормами развития: значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает.
- наличие либо отсутствие динамики познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий) : крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная.
При составлении характеристики следует опираться на анализ психических процессов, а именно:
Особенности внимания:
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания или рассеян, быстро отвлекается)
Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности памяти:
Запоминает быстро или медленно, с трудом
Запоминает надолго, быстро забывает
Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная). Отмечаются ли трудности в запоминании новых слов, стихотворений, текстового материала)
Развитие мышления:
Мышление: наглядно-действенное (преобладание практических действий с предметами, наглядно-образное (создание образов, творчество, воображение, словесно-логическое (решение задач «в уме», оперирование понятиями, логическими умозаключениями).
Сформированы ли элементы логического мышления (обобщение, сравнение, классификация, умение делать выводы и др.). Выполняет задания, требующие логического мышления, самостоятельно или с помощью взрослого.
Сформированность соответственно возрасту представлений о себе, о своей семье, знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о причинно-следственных связях в природе. Развитие математических представлений.
Понимает ли ребенок инструкцию, удерживает ли ее или требуется постоянное напоминание.
Отмечается ли лабильность психических процессов (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускоренный либо замедленный темп). Утомление наступает ближе к середине, концу занятия, в чем проявляется.
Развитие речи:
Словарный запас (пассивный словарь, активный словарь, достаточный, недостаточный, соответствует, не соответствует возрасту). Произносит отдельные звуки, слоги, слова, использует односложные либо распространенные предложения.
Звуковая культура речи: четко произносит все звуки или в произношении каких-либо звуков имеются искажения, ряд звуков отсутствует.
Сформированность грамматического строя речи (имеются ли нарушения согласования частей речи в предложениях в родах, падежах, правильность употребления предлогов и т. д.)
Связная речь. Соответствует/не соответствует возрастной норме; отвечает на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умеет строить предложения по образцу, по картинке, умеет составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, прочитать стихотворение; возможность диалога.
4.2 Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации.
Здесь педагоги должны обратить внимание на следующие вопросы:
Навыки самообслуживания: Сформированы, не сформированы соответственно возраста. Может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: Безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их. Вносит ли изменения в содержание игры, отражает ли свой опыт в игре. Участвует/не участвует в общих сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических играх.
Проявляет ли инициативу в играх, претендует на ведущие роли, или следует примеру других, пассивен. Поведение в конфликтной ситуации.
Конструктивная деятельность : Соответственно возрасту ребенка - умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, выполнить постройки из кубиков, деталей конструктора, сложить фигуры из счетных палочек. Развитие мелкой моторики.
Деятельность общения:
Общительный – замкнутый, имеет, не имеет друзей. Предпочитает общаться со сверстниками, младшими, старшими по возрасту детьми.
Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом, не вступает в контакт со сверстниками, взрослыми)
Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится к первенству, признается лидером, не принимается другими детьми).
Отношение к сверстникам (конфликтное, агрессивное, дружелюбное, доброжелательное)
Отношения с взрослыми (дружелюбные, нейтральные, негативные, охотно/неохотно выполняет данные поручения.
5. Характеристика эмоционально-волевой сферы.
Преобладающее настроение (жизнерадостное, позитивное, нейтральное, подавленное, негативное).
Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня, когда именно, что их вызыввает.
Отмечаются ли склонность к аффектам, эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность, стеснительность, капризность и др.
Проявляются ли элементы негативизма, агрессии в каких ситуациях, на кого направлена.
Наличие у ребенка страхов (какие именно, как проявляются).
Характер волевой сферы (развита достаточно, недостаточно, слабая)
Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях. Прилагает ли ребенок усилия к выполнению задания, ждет ли поддержки, помощи взрослого. Как реагирует на одобрение, на замечания.
6. Динамика освоения программного материала:
- программа, по которой обучается ребенок (авторы, полное название Образовательной программы/ Адаптированной образовательной программы);
- уровень освоения программного материала ребё нком: в проделах возрастной нормы; ниже/выше возрастной нормы; или значительно снижен.
- имеется ли динамика в освоении программы:
(фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
- что именно вызывает беспокойство у педагогов?
7. Особенности, влияющие на результативность обучения :
- мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная,
- адекватность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое, качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается,
- эмоциональная напряженность при выполнении заданий (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
8. Отношение семьи к трудностям, проблемам ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству, наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
9. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь ( конкретизировать: занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов - указать длительность, т. е. когда начались/закончились занятия, регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов).
10. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы.
Дата составления документа.
Подпись председателя ППк. руководителя ДОО. Печать образовательной организации.
Дополнительно:
1. Для обучающегося по Адаптированной образовательной программе – указать, какие коррекционно-развивающие мероприятия посещал ребенок, динамику в коррекции нарушений;
2. Приложением к Представлению для школьников является табель успеваемости, заверенный личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица, печатью образовательной организации;
Для дошкольников прикладываются работы по рисованию и аппликации (по 1-2 работы разных периодов, чтобы можно было посмотреть изменения в развитии в динамике).
3. Представление заверяется личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица, печатью образовательной организации;
4. Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей обучающегося.
5. В отсутствие в образовательной организации психолого-педагогического консилиума, Представление готовится педагогом или специалистом психолого-педагогического профиля, в динамике наблюдающим ребенка (воспитатель/учитель начальных классов/классный руководитель/мастер производственного обучения/тьютор/психолог/дефектолог).
В пункте 2.8. Распоряжения Р-93 Минпросвещения РФ от 09.09.2019г. обозначено, что представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается родителями (законным представителям) под личную подпись. С этой целью они пишут заявление на имя руководителя ОО с указанием даты и цели получения представления.