ирина черных
Консультация для педагогов ДОО «Организация развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка группы»
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 1) Педагог : Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я познакомлю Вас с консультацией «Организация развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка группы», цель и задачи которой вы можете прочитать на слайде (Слайд 2).
С введением Федерального государственного образовательного стандарта важнейшими задачами системы дошкольного образования стали задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. ФГОС ДО подчеркивает, что залогом эффективной реализации образовательной программы дошкольной организации, которая решает вышеуказанные задачи, служат условия ее реализации, обеспечивающие социальную ситуацию развития ребенка во всех основных образовательных областях. Также стандарт определяет требования к условиям реализации программы дошкольной организации, а именно к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым условиям и развивающей предметно-пространственной среде (РППС).
Публикация «Консультация для педагогов ДОО „Организация развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка группы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Прогулки. Консультации
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Так что же такое РППС? (Слайд 3) На экране вы видите определение, которое даёт стандарт. В комментариях к ФГОС ДО есть упрощенная формулировка понятия РППС. Я вам его зачитаю. «Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)» [1,с. 3].
Данный термин применим не только к «пространству Организации, Группы», а также к «территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (участок)». Следовательно, необходимо уделять особое внимание правильному построению развивающей предметно-пространственной среды не только в групповом помещении, но и на прогулочном участке группы.
При построении развивающей предметно-пространственной среды, как дошкольной организации, так и прилегающей к ней территории необходимо учитывать требования следующих нормативных документов: (Слайд 4 клик1-2-3).
1. Приказ Минобрнауки России от17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС ДО предъявляет требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации. В соответствии с ФГОС среда «должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения». Так же она должна обеспечивать «реализацию различных образовательных программ, в случае организации инклюзивного образования-необходимые для него условия, учет национально-культурных, климатических условий, …учет возрастных особенностей детей».
Стандарт дает разъяснения того, какой должна быть развивающая предметно-пространственная среда. Она должна быть содержательно насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.
1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2. Вариативность среды предполагает :
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
3. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
4. Полифункциональность материалов предполагает :
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
5. Доступность среды предполагает :
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования (клик 4).
2. Письмо Минобрнауки Росии от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
В данном пункте употребляются два сходных термина, которые, тем не менее, относятся к разному содержанию и которые следует различать: "развивающая предметно-пространственная среда" и "образовательная среда". Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).
Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в Стандарте (клик 5).
3. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию территории; помещениям, их оборудованию и содержанию.
п. 3.6. Зона игровой территории включает в себя групповые площадки-индивидуальные для каждой группы и физкультурную площадку (одну или несколько).
п. 3.11. Для хранения игрушек, используемых на территории дошкольных образовательных организаций, колясок, санок, велосипедов, лыж выделяется специальное место.
п. 3.12. Игровые и физкультурные площадки для детей оборудуются с учетом их росто-возрастных особенностей. Игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.
п. 6.10. В ДОО используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции (клик 6).
4. Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных организаций реализующих ООП ДО на основе ФГОС.
Ссылка на сайт, где можно внимательно изучить данный перечень (https://dstem17.ucoz.ru/koncultacii/primernyj_perechen_igrovogo_oborudovanija_fgos_do. pdf). Список оборудования не является обязательным, он выполняет функцию ориентира при организации в дошкольных образовательных учреждениях предметно-развивающей среды (клик 7).
5. Основная образовательная программа дошкольной организации. Занимаясь организацией развивающей предметно-пространственной среды необходимо помнить основные положения, принципы, целевые ориентиры ООП ДО и опираться на её учебно-методический комплекс.
Таким образом, изучив данные нормативные документы, мы можем сделать вывод, что развивающая среда организации и участка должна обеспечивать интеграцию образовательных областей, развитие, охрану и укрепление здоровья дошкольников, учитывать их возрастные особенности.
Для того чтобы повысить практическую компетентность педагогов в вопросах организации РППС прогулочных участков, предлагаю вниманию возможный вариант её построения для детей старшего дошкольного возраста.
Всё пространство прогулочного участка может быть разделено на центры (уголки, где дети могут выбрать себе занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, удобством их размещения, доступностью и простотой материалов.
На слайде (Слайд 5) вы видите «Центр творчества». Он может быть украшен яркими цветами, которые создают творческую атмосферу. (Слайд 6) Внутри – мольберты, скамейки, детская мебель (стулья и столики, изобразительные материалы (краски, карандаши, фломастеры, пластилин). Здесь дети свободно занимаются изобразительной деятельностью. «Центр творчества» – место для самостоятельной творческой деятельности детей. Дошкольники рисуют, лепят, делают поделки, когда захотят. Кроме того, воспитатели могут организовать здесь совместную продуктивную деятельность с несколькими детьми одновременно.
Следующий центр-центр «Музыки» (Слайд 7). Часто в групповых помещениях игра на музыкальных инструментах одних детей вызывает негативные отзывы других, создает шумовой эффект. Этого можно избежать на улице. В «Центре музыки» на участке дети свободно, без временных ограничений могут использовать музыкальные инструменты, при этом, не мешая друг другу. (Слайд 8) Все инструменты изготавливаются из подручных средств и бросового материала, например, кастрюли, крышки, пластиковые трубы, бутылки и т. п.
(Слайд 9) Невозможно представить прогулочный участок без «Центра воды и песка». (Слайд 10) Вода-средство закаливания и оздоровления детского организма. Игры с водой успокаивают нервную систему детей, снимают напряжение, благоприятно влияют на тонус мышц конечностей, укрепляют иммунитет. (Слайд 11) Игры и манипуляции с песком вызывают у ребенка чувство удовольствия, радости, развивают мелкую моторику, творчество, воображение. Вариантов игр с водой и песком невероятное множество. Младшие дошкольники готовят обед и десерты, переливают воду в различные ёмкости, а дети старшего возраста изучают свойства песка и воды, проводят простые эксперименты, измеряют массу и т. п.
(Слайд 12) «Центр настольных игр». Оборудование этого центра нестационарное, поэтому данный центр можно размещать в различных уголках участка в зависимости от погодных условий. Настольные игры активизируют мыслительную деятельность детей, тренируют логическое мышление, развивают память, наблюдательность и т. д. В «Центре настольных игр» дети играют самостоятельно, либо микрогруппами, соблюдая правила.
(Слайд 13) В «Центре игр на асфальте» нанесены различные «классики», «бродилки», (Слайд 14) «лабиринты», «твистер» и т. п. Здесь при помощи ориентиров, нарисованных на асфальте, дети учатся играть в игры с правилами, отрабатывают навык ориентировки в пространстве, закрепляют знания геометрических фигур, цвета, счёт. Самостоятельная деятельность детей приветствуется. Воспитатель может выступать в роли судьи, участника или помощника.
(Слайд 15) На следующем слайде вы видите «Центр двигательной активности», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей. Самостоятельная деятельность детей в данном центре является прекрасным средством физического развития, обогащения двигательного опыта, эмоциональной разгрузки. «Центр двигательной активности» оборудован хорошо закрепленными качелями, «лазалками», горками, гимнастическим бревном и другим инвентарём. Здесь воспитатель играет роль активного помощника, показывает, объясняет, помогает детям.
(Слайд 16) Экологическое воспитание необходимый элемент всестороннего развития дошкольников. Так, в тёплое время года, возможно, организовать на прогулочном участке «Зелёный уголок». Такой уголок нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой, её сезонными изменениями, для организации трудовой деятельности детей, способствующей усвоению детьми навыков ухода за растениями.
(Слайд 17) Центр «Развития мелкой моторики» должен быть наполнен различными материалами, которые можно использовать на улице, не боясь за их сохранность. Так, например, (Слайд 18) можно использовать природный материал (различные шишки, камушки, веточки и др., различные виды конструктора, пробки, крышки, колпачки от фломастеров и другой бросовый материал. Используя его, дети развивают моторику рук, воображение, мышление, память, осваивают ориентировку на плоскости.
(Слайд 19) Порой, вдоволь наигравшись, дети хотят спрятаться, уединиться, отдохнуть. Для этого и предусмотрен «Центр уединения». Это может быть легкая переносная ширма, шалашик или домик. Благодаря уединению у детей появляется возможность расслабиться, устранить возбуждение, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, почувствовать себя защищёнными. В «Центре уединения» дети преимущественно находятся по одному. Здесь воспитатель может выступать в роли наблюдателя.
Необходимо так же продумать план расположения центров на территории прогулочного участка. (Слайд 20) На слайде вы видите предложенный мною план. Центральная часть участка отводится «Центру двигательной активности» и «Центру игр на асфальте». В левой его части расположены центры с вариантами более спокойных игр и занятий. Справа находятся «Центры музыки и творчества».
Таким образом, вашему вниманию был представлен вариант организации среды прогулочного участка. Данный вариант можно изменять, дополняя новыми идеями.
Педагогам важно помнить, что среда способна к развитию и корректировке. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах необходимо пополнять, обновлять и приспосабливать её к новообразованиям возраста.
Список используемых источников:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Письмо Минобрнауки Росии от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
3. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
4. https://www.art-talant.org/publikacii/17570-predmetno-razvivayuschaya-sreda-v-dou-v-sootvetstvii-s-fgos-do-konsulytaciya-dlya-vospitateley
5. 6.https://www.maam.ru/detskijsad/razvivayuschaja-predmetno-prostranstvenaja-sreda-na-progulochnom-uchastke-grupy.html