МААМ-картинки

Консультация для педагогов детского сада «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»

Пономарёва Наталья
Консультация для педагогов детского сада «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ЛОГИКОСТРУКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Факторами, обостряющими протекание конфликта в детском коллективе являются:

- повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);

- проявление безразличия со стороны взрослого на возникающий конфликт;

- отсутствие попыток установления и поддержания отношений со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта – детей;

- эскалация, ширажирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону; вовлечение родителей.

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

Публикация «Консультация для педагогов детского сада „Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников“» размещена в разделах

- уход на нейтральную сторону;

- беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;

- уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;

- сохранение и укрепление межличностных отношений.

Объектом конфликта выступает конкретная материальная (игрушка, книга, вещь и др.) или духовно нравственная ценность (дружеские отношения, признания, к обладанию или отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны.

Субъекты конфликта – дети, со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

Отношения зависимости от других детей возникают в дошкольном возрасте в игровом взаимодействии и классифицируются:

- как игровые, которые определяют взаимоотношения детей по сюжету и роли;

- реальные, отражающие взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело, договаривающихся о сюжете игры, распределение ролей, обсуждающих вопросы по поводу игры.

Такие взаимоотношения характеризуются переходом реальных отношений в игровые и наоборот.

Реальные отношения могут осложняться игровыми, если инициатор игры берет подчиненную роль, но реально руководит игрой. Если дети не умеют договариваться между собой, игра распадается.

Однако, воспитатель не должен брать на себя решение детских конфликтов в игре – это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном, социальном пространстве.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СРЕДЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАК ИСТОЧНИК КОНФЛИКТОВ

Начиная с дошкольного возраста, систематическое общение ребёнка со сверстниками становится нормативным, обязательным условием полноценного формирования его личности. Именно на этом этапе ребенок проходит школу реального взаимодействия с другими детьми как равноправными партнерами.

Особый круг проблем возникает в связи с таким важным, но чрезвычайно мало разработанным в возрастной психологии вопросом, как ранний этап формирования характера и, в частности его акцентуаций.

Характер ребенка подразделяется по истероидному гипертипному, лабильному, неустойчивому и некотором другим типам.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении может привести к различным типам поведения ребенка:

1 тип – неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. Конфликты со сверстниками у этих детей проявляемые во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной беде.

2 тип – характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Эти дети избегают общения, как будто равнодушны к окружающим. Попытка взрослого вовлечь такого ребенка в игру или другую совместную деятельность вызывает отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которая маскирует испуг, неуверенность в себе.

3 тип – наличие у детей многочисленных страхов. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности его взаимодействия с внешним миром. Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Проявление конфликтной ситуации, оценка обстоятельств, характеров, мотивов и интересов, вовлеченных в конфликт – первый шаг к пути его разрешения. Учитывая, что в конфликты всегда вовлечены эмоции участников, то следующим шагом в разрешении конфликтов является подавление рождаемых им отрицательных эмоций – собственных и эмоций детей. Поэтому прежде чем принимать какое-то решение, воспитатель должен попытаться понять причины возбужденного состояния участников конфликта и постараться их успокоить. Предлагаются приемы разрешения конфликтной ситуации:

- в решении проблемы учитывать нужды каждого;

- использовать творческий подход к решению проблемы: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему - в возможность открыть для себя и других нечто новое;

- развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению;

- оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;

- высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;

- нейтрализовать борьбу за власть;

- учить детей управлять эмоциями;

- формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;

- вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Активное слушание – это путь установления лучшего контакта с ребенком, а также способ показать что его, безусловно, принимают со всеми недостатками, отказами, бедами, переживаниями.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ

Каждый конфликт имеет свою предрасположенность, свою протяженность во времени. Между дошкольниками конфликты могут тянуться несколько дней, а могут завершиться за несколько минут. Но всегда их протекание подчинено определённой ложью в ходе взаимодействия участников выделяются следующие этапы:

1. Завязка, или конфликтная ситуация (нарастания).

2. Этап открытого противоборства, называемый инцидентом (реализация)

3. Тот или иной исход, ведет к завершению конфликта или переходу его на другой уровень (затухание, последующие взаимодействия.

Дети дошкольного возраста, которые могут выразить свою позицию в конфликте открыто признать противоречия в своих интересах, встречаются редко. Тем не менее, ребенок, который ориентирован на сотрудничество, отличается от других своей способностью к рассуждениям, умозаключениям. Совместно с другими участниками конфликта и с помощью взрослого, в ходе открытого обсуждения, ребенок может не только соглашаться, но и порой найти и предложить свой вариант общего решения, полностью удовлетворяющего всех.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ

В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:

- сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);

- имитационная игра;

- интерактивная игра (игра на взаимодействие);

- социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

- психогимнастика;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- дискуссии.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в обычной детсадовской жизни.

Воспитатель вначале сам активно в них участвует. Со временем дети сами охотно выражают желание поиграть в определенные, наиболее понравившиеся игры. Поддержанию интереса к такому роду занятий способствует участие литературных героев и использование сказочных сюжетов.

Так к примеру, в гости к детям могут приходить волшебники – добрый и злой, в которого вселились «чудовища», они дарят детям сказочную тарелочку и волшебное яблоко, с помощью которых неожиданно появляются разнообразные объекты. Познакомиться с детьми приходит Незнайка, Алиса, и др. персонажи, которым ребята стремятся помочь.

БЛОК ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР НА СКЛОННОСТЬ, СОТРУДНИЧЕСТВО

Цели и основные задачи:

- развить отношения, построенные на равноправие или готовность конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением в группе, помочь детям ощутить единение с другими;

- развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и сове отношение к другим;

- показать детям, что значит взаимное признание и уважение;

- развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты;

- развивать готовность идти навстречу друг другу;

- учить умению считаться с интересами других.

Перечень игр:

«Доброе животное»;

«Паровозик»;

«Дракон кусает свой хвост»;

«Жучок»;

«Объятия»;

«Аплодисменты по кругу» стр. 86.

Литература:

В. Я. Зефенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» издательство: «Айрис пресс» -Москва. : 2005г.

Публикации по теме:

«Летом весело играем, с музыкой мы отдыхаем!» Консультация для педагогов детского сада«Летом весело играем, с музыкой мы отдыхаем!» Консультация для педагогов детского сада .

Классный час «Разрешение конфликтов в классе» Цель: формировать бесконфликтные отношения в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу; научить оценивать конфликты и.

Консультация для педагогов «Дорожка здоровья на участке детского сада»Консультация для педагогов «Дорожка здоровья на участке детского сада» Лето — замечательное время года, прекрасный оздоровительный для наших детей. Мы педагоги должны создать условия для укрепления здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов детского сада «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 12:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов детского сада «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Пономарёва Наталья (УИ 3511228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД