Алена Гаева
Консультация для педагогов «Детский туризм»
Детский туризм в ДОУ
Уникальность детского туризма заключается в том, что им можно заниматься в любое время года. Это способствует снижению простудных заболеваний, повышению уровня физической и двигательной подготовленности детей, а так же решает ряд проблем их психического здоровья.
2 слайд
Туризм - благоприятная основа для развития таких интегративных качеств личности ребёнка, как:
Публикация «Консультация для педагогов „Детский туризм“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
- физическое развитие - у старшего дошкольника сформированы основные физические качества, потребность в двигательной активности, в соблюдении элементарных правил здорового образа жизни;
- любознательность и активность- ребёнок любит экспериментировать, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (задает вопросы взрослому, способен самостоятельно действовать в повседневной жизни и в различных видах детской деятельности, а в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому).
Цель определяет систему психолого - педагогических принципов
3 слайд
-принцип развивающего образования (основан на системе развивающего обучения Д. Б Эльконина, В. В Давыдова, Л. В Занкова, И. Я. Лернера) ориентирован на активизацию физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников путём использования их потенциальных возможностей.
- принцип деятельности предполагает, что дошкольники получают сведения не в готовом виде, а устанавливают источник и условиях их происхождения;
- принцип научной обоснованности и практической применимости создает верные представления об общих методах научного познания; проблема рассматривается в практической ситуации и формирует способность сопоставлять теорию с практикой; научный уровень знаний, получаемых детьми, должен сочетаться с доступностью и яркостью изложения материала, отвечать современным достижениям науки;
-принцип систематичности и последовательности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, навыков, умений, их последовательное развитие, совершенствование и на этой основе введение новых знаний, формирование новых навыков и умений;
-принцип полноты, необходимости и достаточности позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, образовательная деятельность ребенка ориентирована на «зону ближайшего развития»;
- принцип наглядности основан на особенностях развития психических процессов у детей дошкольного возраста (восприятия, осмысления о обобщения) и используется на всех этапах процесса образовательной деятельности;
-принцип интеграции предполагает взаимосвязь и взаимопроникновение содержания определенных результатов образовательного процесса и разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
4 слайд
Выделяют оздоровительную, познавательную (образовательную) и воспитательную ценность детского туризма.
Оздоровительная ценность туристической деятельности
Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье, а ходьба с рюкзаком и дозированной физической нагрузкой на свежем воздухе укрепляет сердечно - сосудистую систему.
5 слайд
Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.
В процессе подготовки к пешему походу дети в непосредственно образовательной и совместной деятельности со взрослыми познают основы краеведения, начала экологической культуры. Экспериментально-исследовательская деятельность помогает установить закономерности в явлениях окружающего мира, дошкольники узнают об особенностях своей малой родины. Походы стимулируют мыслительную деятельность: в связи с постоянным перемещением по пересеченной местности возникает необходимость пользоваться картой и компасом, благодаря активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
6 слайд
Воспитательная ценность туристкой деятельности
Походы. Прогулки, экскурсии всегда проводится в коллективе (малом или большом, когда один зависит от другого. В походах чётко распределяются роли и обязанности каждого, поэтому создаются благоприятные условия для воспитания у старших дошкольников чувства ответственности, укрепляются волевые качества - умение терпеть, ждать преодолевать трудности.
Воспитываются положительные взаимоотношения - осознание необходимости считаться с мнением и интересами участников похода, умение замечать затруднения окружающих и желание помочь. Дети учатся быть отзывчивыми, проявляют внимание к переживанием товарищей, приучаются радоваться их успехам и сопереживать в случае неудачи.
Менее проблемно решаются и задачи трудового воспитания: дети приобретают навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, отвечать за качество результата, то есть осуществлять самоконтроль, самостоятельно находить экономные приемы работы.
Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность, ответственность, инициативность, бережное отношение к снаряжению и спортивному инвентарю
7 слайд
Средства туризма
Физическая подготовка:
-упражнения на развитие основных видов движений (обогащение двигательного опыта детей)
-подвижные, народные и спортивные игры (развитие физических качеств: выносливости, координации, гибкости, скоростных и силовых качеств).
Техническая подготовка
-упражнения по овладению техникой движений в пешеходных и лыжных прогулках, походах;
-упражнения по безопасному и рациональному преодолению естественных препятствий (поваленные деревья, ручей, болотистые участки);
-специальные двигательные задания по ориентировке на местности (по плану, схеме, компасу);
-туристические упражнения с элементами горного туризма (преодоление крутого склона, переправа через ручей)
-практические навыки по разведению костра, установки палатки, вязки узлов, оказания первой медицинской помощи.
Знакомство с малой родиной
-дидактические игры (ознакомление с ландшафтом, животными и растительным миром родного края);
-практические задания, народные традиции и игры, направленные на ознакомление с культурой народов Тюменской области;
-дидактические игры, практические упражнения, связанные с пространственными отношениями (использование готовых планов различных пространств).