Лариса Берлизева
Консультация для педагогов «Гендерное воспитание. Что это такое и зачем это нужно?»
▼ Скачать
В наше время компьютерных технологий и инноваций всё чаще возникает вопрос о тендерном воспитании детей. Так что это такое и зачем это нужно?
Тендер - это социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии. Это формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания мужского и женского поведения.
Публикация «Консультация для педагогов „Гендерное воспитание, Что это такое и зачем это нужно?“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Почему же детей желательно воспитывать с учётом их тендерных особенностей? Известно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей уже формируется тендерная устойчивость.
Нейропсихологии, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование тендерной устойчивости, т. е. мальчики в будущем становятся мужчинами, а девочки - женщинами, обусловлено социокультурными нормами и зависит от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, участия в воспитании отца, а также от воспитания ребенка в дошкольном учреждении. Отсутствия гендергого воспитания приводит к тому, что порой мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, а девочки-нежности, скромности, терпимости стремления к мирному разрешению конфликтов.
Период дошкольного детства - это период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ.
На Руси считалось, что если завернуть новорожденного мальчика в рубашку матери, а девочку - в рубаху отца, то можно запрограммировать будущее ребёнка. Когда вырастет сын, то его жена воплотит в себе то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своём избраннике сможет увидеть черты отца.
Издавна детей воспитывали с учё том их тендерных особенностей: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности: учили охотиться, ловить рыбу, изготавливать оружие и орудия труда, защищать свой род; а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства, приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений, заботе о детях и семье. Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше чем матери, но, начиная с 3-х лет за воспитание детей отвечали оба родителя: за девочек - матери, за мальчиков - отцы; известно, что на колени девочек чаще всего брали матери, а сыновей - отцы.
В колыбельных песнях, частушках, потешках, играх присутствует обращение не просто к ребенку, а к девочкам и мальчикам. А также и народных играх и в совместном труде со своими родителями воспитывались будущие мужчины и женщины.
До сих пор остаются актуальными слова К. Д. Ушинского, считавшего, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
В настоящее время, когда женщина выступает в семье в роли авторитета, командира, защитника, когда дети воспитываются в неполных семьях мамами и бабушками, в детских садах воспитатели тоже женщины мы видим, что ребенок часто не осознаёт роли, отведенной его полу. У мальчиков, воспитанных только женщиной наблюдается развитие "женских" черт характера: излишняя мягкость, плаксивость, что влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребенка. Девочки же хотя и копируют мам и бабушек, при одностороннем воспитании, не всегда знают как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола, они перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу, и к мужскому полу вообще.
В дошкольном учреждении при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности детей и организация совместных игр в соответствии с тендерными особенностями: мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские. Аналогичным образом может быть построено театрализованная деятельность и предметно-развивающая среда. Обучая детей нужно не забывать, что перед нами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия эмоциями.
Так мальчики в процессе обучения опираются на их высокую поисковую активность, сообразительность, а с девочками необходимо разбирать не только принцип выполнения задания, но и учить их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
Наказывая мальчиков нужно помнить о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестаёт слушать и слышать вас. Девочки же воспринимают наказание бурной эмоциональной реакцией, которая мешает ей понимать, за что её ругают, необходимо спокойно разбирать её ошибки, проступки. Мальчики истощаются информационно, у них снижается активность левого рационально-логического полушария, а девочки, в свою очередь, капризничают из-за усталости истощения правого эмоционального полушария.
Таким образом, если мы хотим, чтобы из наших мальчиков выросли мужественные, уравновешенные, сдержанные, готовые защитить слабого, и обеспечивающие семью мужчины, а из девочек - заботливые, нежные, ласковые мамы, любящи своих детей и близких, хранящие очаг семьи, нам необходимо руководствоваться тендерным подходом в воспитании и обучении подрастающего поколения.