Татьяна Кошелева
Консультация для педагогов «Адаптационный период в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Адаптационный период в детском саду».
Актуальность:
Поступление ребенка в детский сад является очень трудным периодом жизни для всей семьи, близкие малыша начинают волноваться задолго до того, как ребенок переступит порог дошкольного образовательного учреждения. Для самого ребенка трудности наступают только с приходом в группу и при столкновении с множеством изменений: строгим режимом дня, отсутствием родителей рядом, новыми требованиями к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все это вызывает у малыша стресс, который без специальной организации может привести к невротическим реакциям.
Публикация «Консультация для педагогов „Адаптационный период в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В период адаптации у детей происходят множественные изменения - помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у ребенка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя. Поэтому в период адаптации с детьми необходимо проведение особой работы, чтобы облегчить этот процесс.
Для того чтобы у детей период привыкания к детскому саду прошел спокойнее, работа по адаптации проводится этапами, каждый из которых преследует решение определенных задач.
Этапы работы в адаптационный период
1 этап – подготовительный - работа с родителями.
Задачи:
- Провести информационно – просветительскую работу с родителями об особенностях адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации;
- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей;
- формировать доверительные отношения между родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации.
Формы работы с родителями: родительское собрание, анкетирование, консультации, рекомендации родителям по облегчению процесса адаптации у детей.
Материал:
Информационный материал «Адаптация. Что это такое?» - папки-передвижки, буклеты.
Художественная литература для детей (сказки для адаптационного периода).
2 этап – основной – работа с детьми.
Задачи:
- Стабилизировать эмоциональный настрой детей;
-формировать у детей положительный образ воспитателя;
- развивать познавательную и игровую активность детей.
- Элементы телесной терапии;
- Релаксационные игры (песок, вода);
- Музыкальные паузы;
- Элементы логоритмики;
- Пальцевая живопись;
- Игровые методы взаимодействия с ребенком.
Материал:
Камешки, шишки, веточки, цветы. Фигурки людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей. Кубики, мостики, домики, машинки, формочки, лопатки, грабли, ситечко, вода.
Художественная литература (сказки, потешки).
Адаптационные игры и упражнения.
Краски, пластилин.
Пальчиковый театр и др.
На подготовительном этапе родителей информируют о том, что такое адаптация и как она проходит. Для облегчения адаптационного периода, родителям детей советуют выстроить дома такой же режим, как в детском саду, вместе с ребятами смотреть мультфильмы про детский сад, поиграть в него. Например, с помощью строительного материала (кубики, конструктор) построить пространство детского сада; подобрать маленькие игрушки (машинки, шарики, фигурки, которые подходят по размеру для роли игрушек в игрушечном детском саду. Следует обозначить раздевалку, группу, спальню (придумать маленькие кроватки, туалет (ванночки для умывания, мелкую посуду для кормления. Подобрать игрушки для ролей – родители, дети и воспитатели (это могут быть не только куклы, но и зверушки, в зависимости от предпочтений ребенка). Очень важно проигрывание всех сюжетов – приход в детский сад утром и расставание с родителями, день (игры, кормление, сон, вечер (уход домой). И конечно проиграть прогулки. Очень хорошо, если поиграть во взаимоотношения между детьми, затронуть конфликтные ситуации (не поделили игрушку и др.).
На сегодняшний день существует много книг, в которых описывается жизнь в детском саду. Можно рекомендовать родителям почитать их своим детям. Например, такие сказки, как сказка Фелисити Брукс «Маша и Миша идут в детский сад». Она о том, как девочка Маша и мальчик Миша идут в детский сад. Мише очень страшно, а Маше нет, она рада, что идет в детский сад. Книга описывает, как Маша помогает Мише справляться с его переживаниями при расставании с мамой, с трудностями во время еды и сна. Эта сказка поможет ребенку пережить тяжелые эмоции, с которыми он сталкивается в период адаптации.
Сказка «Слоненок Тоша идет в детский сад». Сказка о том, как слоненок первый раз пришел в детский сад, там его встретила тетя воспитатель, показала ему шкафчик, в котором будут лежать его вещи, как слоненок переоделся и пошел в группу, где играли другие слонята. Сказка рассказывает об играх, в которые слоники играли, о том, как Тоша нашел себе друзей.
Еще одна замечательная книга для прочтения с ребенком – это сказка «Лама в садике без мамы» Анны Дьюдни. В этой книге описываются все эмоции, которые испытывает ребенок в период адаптации.
Сказка «Зайчик Сева не хочет идти в детский сад!», написанная еще одним современным автором Анастасией Ласточкиной, поможет ребенку с новыми правилами и требованиями, сильно отличающимися от тех, к которым он привык дома. Книга помогает ребенку понять важность требований и правил.
Эти и многие другие книги помогают обсудить с ребенком трудности и переживания, с которыми малыш сталкивается в детском саду.
Литература:
1. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л. В. Белкина. – М. : Учитель, 2006. – 235 с. - ISBN 5-98225-022-8. – Текст: непосредственный.
2. Русаков, А. Адаптация ребёнка в детском саду: советы педагогам и родителям / А. С. Русаков. - 2-е доп. изд. - Санкт-Петербург: Образовательные проекты, 2016. - 127 с. - ISBN 978-5-98368-111-8. – Текст: непосредственный.