Анастасия Акатова
Консультация для педагогов «Музыка на занятиях по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Музыка на занятиях по развитию речи».
Цель: Расширить знания педагогов о музыке и её взаимосвязи с речью.
Рассматриваемые вопросы.
1. Взаимосвязь музыки и речи.
2. Развитие речи через отдельные виды музыкальной деятельности (пение, пальчиковые игры, логоритмика, движения с пением).
Вывод:
Публикация «Консультация для педагогов „Музыка на занятиях по развитию речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Вся наша жизнь пронизана музыкой : мы поём, напеваем, насвистываем. Нет музыкально неспособных детей, поэтому пойте с детьми, двигайтесь вместе с ними, поощряйте их и ребёнок вам ответит, он раскроется.
Рекомендации:
1. Занимать детей игрой на развитие мелкой моторики, пропевая слова.
2. Двигаться вместе с детьми под музыку, раскрепощая их.
3. Использовать упражнения, связанные с логоритмикой.
4. Развивать эмоциональный мир ребёнка.
Используемая литература:
К. В. Тарасова программа музыкального воспитания “Гармония” (4 – 5 год жизни)
В. А. Петрова “Малыш” программа раннего музыкального развития детей.
О. П. Радынова “Музыкальное воспитание детей”
Н. Л. Кряжева “Развитие эмоционального мира детей”
Ответственная: Акатова Анастасия Александровна,
музыкальный руководитель
Развитие речи через музыку? Это возможно!
Сегодня я хочу поговорить о том, как можно развивать речь ребенка через музыку.
Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
Наиболее тесно связанный с развитием речи вид музыкальной деятельности – это пение. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии!
Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.
Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.
Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить не только на занятиях в детском саду, но и дома, с вашей помощью, дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки.
Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Приговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико», можно превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение.
На музыкальных занятиях дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка, умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве; кроме того, способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание.
О благоприятном воздействии музыки на развитие ребенка в одиннадцатом веке говорил еще великий ученый - энциклопедист, врач Ибн Сина (Авиценна) : “ К числу необходимых для младенца полезных средств для укрепления натуры относятся во-первых, легкие покачивания, во - вторых - музыка и пение”.