Любовь Джумагазиева
Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ
«Значение игры в формировании психологической готовности ребенка к обучению в школе»
В начале своего сообщения хочу остановить на том, что такое игра для ребенка, почему именно в ней происходит его психическое развитие и почему именно в игре можно и нужно как формировать предпосылки к школьному обучению, так и проводить адресно направленную развивающе-коррекционную работу.
Публикация «Консультация для педагогов» размещена в разделах
Игра – это ведущая деятельность всего дошкольного детства. И именно в игре происходит существенная перестройка всех познавательных процессов ребенка и развитие «зон его ближайшего развития» (т. е. всего того, что ребенок уже может выполнить с помощью взрослого, а завтра уже это выполнить самостоятельно, включая его поведение и речь.
В игре происходит постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения, расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения, развивается речь. В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые, более сложные виды игры, но при этом простая игровая активность не исчезает, а лишь отступает на задний план, переходя в разряд освоенных «игровых» действий.
Известно, что в игре происходит развитие всех видов памяти, произвольного внимания и произвольного поведения, мышления, в том числе пространственного, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки, речи и воображения. Развитие всех этих психических процессов у детей необходимо для успешного обучения в школе.
При этом бытует представление, что готовить ребенка к школе – это значит обучать его счету, письму, чтению. Большинство родителей и даже некоторые воспитатели совершенно отвергают игру в деле подготовки к школе.
Для того, чтобы, понять, что дает и может дать правильно организованная игра ребенку, готовящемуся к поступлению в школу, давайте вспомним, какими психологическими качествами должен обладать ребенок к этому возрасту.
К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы такие универсальные внутренние условия осуществления любой деятельности как умственная (познавательная) активность и саморегуляция поведения, эмоций, познавательных процессов.
Познавательная активность присуща любому здоровому ребенку. Детская любознательность – это основа приобретения знаний. Только желание что-либо узнать дает постоянный стимул к развитию различных навыков, умений, знаний.
Если умственная (познавательная) активность создает потребность к работе мысли, то осознанная саморегуляция помогает осуществлению этой интеллектуальной деятельности. Так, будущий школьник для решения посильной для него задачи должен принять и удержать ее в полном объеме, уметь поддерживать последовательность следования мысли (этапов решения, производить контроль своих умственных действий, уметь сличать образец с результатом. Иными словами, ученик должен уметь думать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, т. е. уметь действовать в уме по определенным правилам. Для того чтобы будущий ученик смог выполнять школьные задания, у него должен быть сформирован психологический навык игры по правилам.
Однако ребенок достигает игры с правилами, только пройдя через развернутую ролевую игру с воссоздаваемыми в ней ролевыми отношениями, которые затем свертываются в чистое правило. Ролевая игра, в свою очередь, развивается из сюжетной игры и т. д.
С развитием игр по правилам становится важным не только процесс игры, но и результат. Причем важен не результат каждого сам по себе, а соотнесение его с результатами других, определяющее первенство одного из играющих, т. е. выигрыш. Наличие выигрыша отличает игру с правилами от простого упражнения, действия с дидактическим материалом. Любая игра с правилами требует от участников принятия правил (знание готовых правил игры или договора о правилах) и их соблюдения во время игры.
Игра с правилами имеет большое значение и для физического, сенсорного и умственного развития детей, осуществляющегося за счет содержания, материала, на котором развертывается каждая конкретная игра. Особенно важно игра с правилами для развития у детей нормативной регуляции поведения (контроль за выполнением правил).
В игре впервые появляются учебные мотивы, стимулирующие деятельность, процессуально не всегда приятную. Иными словами, в недрах игровой мотивации зарождается учебная мотивация, стимулирующая деятельность не ради процесса, а ради результата в виде конкретных знаний, умений, навыков.
Игровая деятельность – это школа произвольного поведения. Чем больше дети играют, тем больше возрастает их способность подчиниться правилу. Таким образом у ребенка возникает потребность вести себя в соответствии с внутренним правилом, т. е. у него формируется способность подчиняться словесному правилу или представляемому.
Всякая игра содержит в себе скрытое правило, и развитие игры от ситуации со скрытым правилом к игре с открытым правилом. Школа – это большая игра со многими правилами и ребенок, не научившийся полноценно (и, главным образом, по правилам) играть в дошкольном детстве, оказывается не готовым выполнять требования школы. Только исчерпав свои возможности по созданию «зон ближайшего развития», игра как ведущая деятельность уступает место обучению.
К сожалению, сегодня со стороны взрослых уделяется все меньше внимание обучению детей игре. В дошкольных учреждениях воспитатели еле-еле справляются с режимными моментами и обязательными учебными занятиями. Даже во время обязательной прогулки воспитатели редко организуют или обучают детей игре. Но не стоит недооценивать игру ведь большое влияние игра оказывает и на развитие речи, поскольку игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающая потребность понимать словесные инструкции своих товарищей, потребность общаться с ними, потребность в эмоциональном поощрении – стимулируют развитие речи.
И так, на что направлены развивающие игры:
1. Развитие познавательных процессов (разных форм мышления, увеличения объема слухоречевой оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и переключению внимания) и предпосылок учебных умений.
2. Расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря.
3. Совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок, двигательной памяти.
4. Развитие умений планировать последовательность своих действий.
5. Развитие тактильных ощущений посредствам:
• определения объектов, предметов на ощупь;
• узнавания букв, написанных в воздухе, на теле и т. д.
Литература
1. Круглова Н. Ф. «Как помочь ребенку успешно учиться в школе» – СПб. : Питер, (Серия «Детскому психологу», 2004 г.
2. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. «Практикум для детского психолога» /Серия «Психологический практикум»/ Ростов н/ Д: «Феникс», 2004г.