Алхасова Зульфия
Консультация для педагогов «Технология интерактивного обучения в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
В настоящее время мировая экологическая ситуация заставляет нас задуматься о рациональном общении с природой, вовлечение в вопросы экологии с раннего детства (слайд 2). Детям необходимо понимать, что природа – наш дом. О нём необходимо заботиться, оберегать его от негативного влияния. Для того, чтобы ребёнок знал, как можно помочь природе, он, для начала, должен владеть информацией о природных механизмах, знать, как всё устроено в ней. Зная такие основы, дошкольник будет понимать, какую помощь он может предложить живой природе.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Итак, экологическое воспитание дошкольников начинается с того, что ребёнок начинает узнавать какие-то базовые факты о том, как взаимодействует человек с окружающим миром. Например, человек дышит воздухом, который продуцируют растения и деревья (именно поэтому так полезно заниматься садоводством, сажать цветы, саженцы деревьев, кустарников и т. д.) Каким образом проще всего донести до дошкольника эту информацию? Конечно, через игру. Игра, как наиболее привычная для ребёнка форма деятельности, максимально эффективно помогает дошкольнику запомнить некоторые экологические факты. Именно во время игры дети максимально мотивированны, а значит, все ресурсы направлены на то, чтобы быть в игре успешным, запомнить больше информации, добиться результата, в том числе и в экологических вопросах.
Безусловно, есть разнообразные игры, при помощи которых можно привлекать детей к экологическим вопросам, но нам бы хотелось отметить интерактивные игры, имеющие сейчас высокую популярность из-за развития информационных технологий.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности (слайд 3). Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все дошкольники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлекcировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие т. е. «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой» (слайд 4).
В интерактивной системе педагог является координатором ребенка в его стремлении познать мир, в то время как сам процесс познания происходит при помощи компьютера и другой техники.
Обучение с помощью интерактивных технологий обладает массой преимуществ (слайд 5) :
- движения, мультипликация и звук надолго привлекают внимание малышей;
- информация преподается в игровой форме, что вызывает огромный интерес у детей;
- ребенок не замыкается в себе — напротив, поощряется его участие в диалогах с педагогом и сверстниками;
- компьютер позволяет смоделировать различные ситуации, недоступные в повседневной жизни (знакомство с флорой и фауной далёких от России регионов, например).
Такой подход положительно сказывается на развитии ребенка, повышает мотивацию к обучению, расширяет воображение и творческие способности, развивает мышление и формирует активную жизненную позицию.
Кроме того, компьютерные технологии во многом облегчают работу педагога, так как не нужно вручную изготавливать наглядные пособия, распечатывать иллюстрации для занятия и т. д.
Имея личный педагогический опыт в работе по экологическому воспитанию, при помощи интерактивных игр с детьми 3-4 лет мы решаем различные образовательные задачи. Рассмотрим в качестве примера фрагмент одной из таких игр.
Итак, игра называется «Наведи порядок в лесу, на полянке, у реки и т. д.» (название формируется по предпочтению педагога, каждое занятие можно использовать новую локацию, (слайд 6).
Цель данной игры – формирование у детей базовых представлений об экологии, помощи живой природе.
Задачи: формировать у детей знания о том, что мусорить нельзя, развивать познавательный интерес к проблемам экологии, развивать мышление и память, воспитывать бережное отношение к живой природе.
На экране детям проецируется картинка, на которой изображена, например, лесная поляна с разбросанным мусором (слайд 7). Педагог показывает детям иллюстрацию и спрашивает, что не так? После того, как сформулирована общая проблема, педагог просит детей назвать, какой именно мусор необходимо убрать. Каждый ребёнок называет по одному предмету, а воспитатель «убирает» его путем нажатия клавиш на ПК. Можно доверить это процесс и самим детям, если используется интерактивная доска.
Для разработки подобных игр можно использовать стандартную программу Microsoft PowerPoint (слайд 8). Однако существуют и другие, в том числе онлайн - конструкторы, среди них:
- LearningApps;
- Wordwall;
- Thinglink и др.
В конце хотелось бы подвести итог и сказать, что интерактивные игры являются эффективным средством для экологического воспитания детей (слайд 9). Использование интерактивных игр позволяет не только повысить качество образовательного процесса, способствует развитию ребенка во всех пяти образовательных областях, повышает активность, самостоятельность, мотивацию дошкольников, но и создает условия для организации дистанционного общения воспитателей и родителей, ставят родителей в активную позицию, повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом.