Екатерина Жданова
Консультация для педагогов «Сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия консультация для педагогов.
Что же такое СКАЗКА?
Сказка – это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях. Всё, что происходит в сказке – это вымысел автора.
Сказки могут быть трех видов: о животных, о жизни или о волшебстве. Сказка обязательно учит читателя чему-то. Обычно в сказке можно встретить такие слова, как «жили-были», «долго ли, коротко ли» и другие.
Публикация «Консультация для педагогов „Сказкотерапия“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В волшебных сказках героями могут быть Баба-яга, Иван-царевич, Василиса Премудрая, и им помогают животные.
Бытовые сказки рассказывают о простых событиях из жизни героев (например, «Каша из топора»). Сказки о животных рассказывают о необычных приключениях Лисички-сестрички, Конька – Горбунка и т. д
Что значит сказка для детей?
Сказка играет в жизни детишек огромную роль. Это удивительный мир Волшебства. Погружаясь в этот мир, ребенок соприкасается с частичкой себя непознанного. Непосредственное восприятие в момент прочтения сказки позволяет ему заглянуть в его собственное сердце, на поверхности окажутся глубинные подсознательные моменты. Если обратиться к нашей истории, то можно отметить, что в старину, когда ребенок совершал проступок, его не брались сразу наказывать, а заводили с ним разговор, наставляя на стезю правую. После это ребенок мог обдумать свое поведение, сделать соответствующие выводы и уже не повторять ошибок. Такое же значение имеет и сказка для воспитания и развития ребенка. Через сказку малыш получает опыт старшего поколения. Она способствует расширению восприятия мира ребёнком, обогащает духовно, дает знания о жизни и ее законах, способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало. Воображение помогает ему входить в роли персонажей из сказки, проживать будто на собственном опыте сюжеты реалий сказки, что делает его мышление более гибким и развивает интуитивное восприятие мира. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, опытом. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия.
Что же тогда такое сказкотерапия и ее функции в воспитании дошкольника?
Сказкотерапия- пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. Сказки можно условно разделить на — дидактические или обучающая сказки, психокоррекционные сказки, медитативные сказки.
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия – это методика, которая помогает развивать дошкольника, мягко воздействовать на его эмоциональное состояние. Особенно она помогает пациентам с психологическими и поведенческими трудностями. Терапия позволяет бороться со страхами, нерешительностью, агрессивным поведением и другими качествами, которые сильно мешают ребенку. Использование детских рассказов способствует повышению умственных способностей, мышлению, воображению, а также позволяет лучше понимать, как устроен мир.
Цели коррекции при помощи сказок :
-Уменьшение эмоционального напряжения.
- Доверительная атмосфера во время прочтения сказки.
-Восстановление или установление отношений между детьми и взрослыми.
- Выявление ребенком отрицательных качеств в себе.
-Помощь в повышении самооценки.
-Улучшение мыслительной функции, развитие воображения.
-Повышение уверенности в себе, формирование веры в свои силы.
-Обучение общению с окружающими.
-Лечение психоэмоциональных травм, аутизма, синдрома гиперактивности и других патологий.
Занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка. Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет апогей сказочного мышления. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, справиться со страхами. Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного (младшего школьного) возраста:
• потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
• потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
• потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:
• автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
• активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
• социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
• мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
• когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др. ;
• поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Как можно организовать и проводить занятия с использованием метода сказкотерапии? Хотелось бы дать несколько советов исходя из собственного опыта.
Конечно, же, прежде всего, прежде всего надо выявить тех детей, с которыми необходимо работать.
Затем формируются группы детей от 5 до 7 лет. Оптимальное количество детей в каждой групп, 6-8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, в течение двух месяцев.
Целью занятий с применением метода сказкотерапии является : гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.
Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой в ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.
Диагностика с помощью сказки выявления той или иной проблемы ребенка:
Основа методики – реакция ребенка. Именно благодаря ей педагог делает выводы о состоянии человека, его проблемах и жизненной ситуации. Для этого требуется соблюсти несколько условий: - Создать доверительную атмосферу во время сеанса.
- Выказать ребенку искреннюю заинтересованность его проблемами.
-Искренность и открытость самого педагога.
Формы с работы со сказкой :
1. Рассказывание сказки. Суть в том, чтобы именно рассказывать историю, а не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время сеанса психолог наблюдает за реакцией и комментариями ребенка. Иногда ребенок перебивает, задает вопросы, сочиняет другую сюжетную линию и т. д. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психо-эмоциональное состояние пациента.
2. Сочинение сказки. Здесь педагог и ребенок вместе сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.
3. Рисование сказки. Как правило, эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Ребенку предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь он может выплеснуть свои чувства и тревоги, освободится психологически. При плохом состоянии пациент рисует чудовищ мрачные картины, в рисунке преобладают темные цвета. Но при систематическом прохождении сеансов, каждый следующий рисунок становится ярче и позитивнее. Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры и т. д.
4. Изготовление кукол. Основа метода – включение механизма самоисцеления, заложенного в психике каждого человека. Изготавливая куклу, ребенок расслабляется, уходит стресс, тревога, страх. Ребенок входит в легкое медитативное состояние. Он как бы ассоциирует куклу с одним из аспектов своей личности. В сказкотерапии психолог предлагает ребенку создать куклу по мотивам сказки. Это может быть любой герой понравившийся ребенку. Методика может использоваться и как диагностика и как терапия. Результат — осознание проблемы ребенком и поиск решения через расслабление.
5. Постановка сказки. Обычно проходит в несколько этапов: прочтение или рассказ, изготовление кукол-персонажей, придумывание сюжета, постановка. Каждый участник может выбрать себе роль и наделить своего персонажа такими качествами, какими он захочет. Это может быть и положительный и отрицательный герой. Он может быть похож на участника, а может быть его полной противоположностью. Здесь очень важен экспромт и творческая атмосфера. Метод призван снимать напряжение и помогать раскрываться. Участники должны иметь возможность выражать свои чувства и ощущения. Результат – раскрытие потенциала каждого ребенка. Дети становятся боле общительными, более приспособленными к жизни, выходят из своей «скорлупы».
Практическое использование метода сказкотерапии в работе с детьми Сочинение сказки, практическая методика Сеанс строится по следующему образцу:
1. Педагог вместе с ребенком описывает главного героя похожего на ребенка по внешности, характеру и возрасту.
2. Педагог рассказывает о жизни героя так, чтобы ребенок увидел сходство между собой и им.
3. Герой сталкивается с проблемой похожей на реальную ситуацию ребенка, у него возникают такие же переживания и чувства.
4. На заключительном этапе сказочный герой ищет выход и ситуацию и с успехом находит его.
В данной практике педагог обязательно вовлекает ребенка в творческий процесс, интересуется его мнением, задает вопросы, предлагает варианты развития сюжета. но не настаивает на них.
Хочу предоставить несколько примеров сказок для детей на решение проблем:
Сказки для непослушных детей (4 -6 лет)
СКАЗКА ПРО ПАВЛИКА И ДОБРОГО ВОЛШЕБНОГО ЗАЙЦА
Я расскажу тебе сказку про Павлика. Павлик такой же мальчик, как ты. Это умный и здоровый ребёнок. Он умеет рисовать машины, прыгать на одной ноге, играть в футбол и ездить на велосипеде. Живёт он с папой и мамой в большом доме на третьем этаже. Павлик утром встаёт, завтракает и идёт с мамой гулять на детскую площадку. После прогулки он обедает и спит. После сна опять идёт гулять с мамой. Когда они возвращаются, папа часто встречает их возле дома, и они гуляют втроём. Потом все вместе ужинают. Вечером Павлик всегда находит себе какое-нибудь интересное занятие! Хорошо и дружно живут папа, мама и Павлик!
Но недавно Павлик и мама перестали понимать друг друга. Если заходят в магазин, где продают продукты, они ссорятся. Павлику там много чего нравится, а мама не каждый раз покупает то, что он просит. Павлик злится на маму, когда она отказывает ему в просьбе, и начинает плакать. Если он плачет долго и сильно, она покупает. Но иногда, бывает, нашлёпает.
Как-то Павлик и мама ходили в игрушечный магазин, чтобы купить кубики с буквами. Там было много всяких машинок, которые понравились Павлику. Он стал просить купить машинку. А мама не купила! Павлик не хотел уходить из магазина без машинки, он плакал, кричал и упирался ногами, хватался руками за прилавок.
Но мама всё равно не купила машинку. Она очень рассердилась на Павлика, а вечером пожаловалась папе, что Павлик капризничал. Папа расстроился и после ужина не стал играть с мальчиком. Весь вечер Павлику было скучно. Посмотрев передачу «Спокойной ночи, малыши!», он лёг в свою кроватку. Павлик на минутку закрыл глаза, а когда открыл, то увидел, что на коврике посреди комнаты сидит большой игрушечный заяц и улыбается ему. Мальчик удивился и спросил:
— Ты кто?
— Я Добрый Волшебный Заяц! — важно ответил зайчик. — А ты?
— Я Павлик.
— Павлик, ты почему такой грустный?
— Мне мама не купила машинку в магазине. Я плакал на весь магазин, но она всё равно не купила.
— Бедный Павлик! У тебя нет ни одной игрушечной машинки! — с жалостью в голосе сказал Заяц. Павлику стало смешно, потому что их у него очень много.
— Ну что ты! Посмотри, сколько у меня машинок!
— Тогда зачем же ты орал на весь магазин?
— Я хотел новую.
— Новую? Разве эти уже все старые? — удивился Заяц.
— Нет, конечно. Просто хочется новую! А когда я чего-нибудь хочу, мама говорит, что я капризничаю! — сказал Павлик.
— А тебе хочется быть капризным? — спросил Заяц.
— Нет, конечно, — ответил Павлик.
— Я очень мудрый Заяц! Я научу тебя, что делать! — И научил. Только они говорили шёпотом, и никто, кроме них, не слышал этого разговора.
Когда в следующий раз мама с Павликом пошли в игрушечный магазин за подарком на день рождения соседской девочки Наташи, Павлику опять захотелось новую машинку. Он попросил маму:
— Мама, купи мне, пожалуйста, машинку!
— Нет, Павлик! — ответила мама. — У тебя очень много машинок. Купим в следующий раз.
Павлик только собрался заплакать, но вспомнил, что говорил Заяц. Добрый Волшебный Заяц сказал, что, прежде чем заплакать, надо подумать. Павлик стал думать. И думал он вот так: «Мне хочется новую машинку. Мама не хочет её покупать. Что мне делать? Плакать или не плакать? Нет! Не буду плакать. У меня на самом деле много машинок. Мама сказала, что купит в следующий раз! Я подожду!» Затем Павлик спросил: «Мама, а в следующий раз ты точно купишь?» «Да!» — ответила мама. Павлик не стал плакать и расстраиваться! Чего расстраиваться-то? Они скоро снова придут в магазин, и мама точно купит ему машинку! Он и со старыми машинками поиграет! Пока мама искала подарок Наташе, Павлик выбирал машинку, которую они купят ему в следующий раз. У него было прекрасное настроение, он был очень доволен и горд собой: «Вот какой он уже большой и некапризный мальчик! Умеет терпеть и ждать!»
За ужином мама рассказала папе, какой Павлик молодец — совсем не капризничал в игрушечном магазине!
На другой день мама и Павлик зашли в магазин за продуктами. Павлику захотелось жевательных конфет. Он попросил маму их купить. Мама сказала : «Нет, Павлик. От них у тебя живот болит». Вместо того чтобы упрашивать маму, Павлик стал думать, как научил его Заяц. Да, очень хочется ему этих конфет. Но мама права — у него в прошлый раз болел живот. Что делать? И Павлик придумал. Он подошёл к маме и сказал : «Мама, купи, пожалуйста, мне что-нибудь вкусное и полезное!» Мама немного подумала и спросила: «Тебя устроят персики?» Павлику, конечно, больше нравятся жевательные конфеты, но зато от персиков живот не болит! Купили персики. Из магазина вышли оба в хорошем настроении. Мама опять похвалила Павлика, да он и сам знал, что научился договариваться с мамой. Спасибо Доброму Волшебному Зайцу!
После чтения сказки можно задать вопросы:
1. Как ты думаешь, о чём эта сказка?
2. Понравился ли тебе Павлик?
3. Чему научил Павлика Добрый Волшебный Заяц?
4. Что было бы, если бы Добрый Волшебный Заяц не научил Павлика поступать по-другому?
Медитативная сказкотерапия для детей 5-7 лет
Цель практики — сформировать у ребенка энергетический фундамент личности, компенсировать отсутствие родительского тепла. Построение занятия:
1. Ведущий включает легкую медитативную музыку и предлагает ребенку расслабиться и закрыть глаза.
2. Терапевт обращают внимание ребенка на дыхание, дышать нужно глубоко и медленно. Вдох – через нос, выдох – через рот.
3. Психолог неторопливо начинать рассказывать сказку.
Его задача — включить у ребенка все органы чувств.
Через сказку он должен почувствовать образы: с как выглядит голубое небо, как журчит ручей, как пахнет земляника и т. д.
Здесь важно включить все виды ощущений (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые).
4. На заключительном этапе терапевт постепенно выводит ребенка из медитации с такими словами: «Все что ты для себя нашел в этом прекрасном мире остаётся с тобой, постепенно открываем глаза и возвращаемся».
На этом этапе важно чтобы ребенок подольше сохранил ощущения из медитации, запомнил их и научился входить в это состояние самостоятельно. Такая методика раскрывает в ребенке заложенный потенциал, повышает самооценку, помогает разобраться в различных явлениях.
Медитация на сказку часто применяется в работе с детьми из неблагополучных семей.
Постановка сказки для детей 4-5 лет
Цель техники – раскрытие внутреннего «Я» через образ игрушки. Практику проводят как с одним пациентом, так и с группой.
Как проходит сеанс:
1. Терапевт показывает детям в шкатулку с игрушками и предлагает выбрать главного героя. 2. Ведущий рассказывает детям о герое : как его зовут, какой у него характер. Так же он предлагает детям описать героя, выразить свое отношение к нему.
3. Психолог описывает ситуацию, в которую попадает герой и предлагает детям построить сюжетную линию, поиграть за героя, пофантазировать. Ведущий произносить следующие слова: «Представьте, что вы оказались на острове попали в сказочную страну или улетели на другую планету. Что вы будете делать?»
4. В спектакле может учувствовать и больше одного героя. По желанию дети могут выбрать из шкатулки еще несколько игрушек и расширить сюжетную линию.
5. По окончании спектакля ведущий задает детям вопросы: Как вы себя чувствовали в роли? Почему вы вели себя именно так? Какие выводы можно сделать? Главная задача практики — помочь детям проявить себя в творчестве, показать себя настоящего, научится гармонично общаться. Ни в коем случае здесь не должно быть формальности и лицемерия.
Заключение
Сказкотерапия считается очень древним и распространенным способом воспитания, обучения и лечения. Этот метод позволяет развить мышление, воображение, память, восприятие устной речи. Произведения улучшают эмоциональное состояние, помогают справиться с психологическими травмами, изменить поведение ребенка к лучшему, снять симптомы гиперактивности, нервозности и других психиатрических патологий. Игнорирование прочтения сказок может привести к эмоциональной и умственной неполноценности. Читайте детям – любите своих детей.
Список литературы:
1. Антикапризин. Сказки для исцеления от капризов, авторы: Гурина И. В., Холкина Т. А., Андрианов М. А., 2008г
2. Вачков Игорь Сказкотерапия : теория и практика, Введение в сказкотерапию, 2011г.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПб., Речь, 2006г
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии, 2012 г.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству (теория и практика сказкотерапии, 1998г
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Формы и методы работы со сказками. 2011г
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Основы сказкотерапии. 2010 г.
8. Капшун О. Н. Игротерапия и сказкотерапия : развиваемся играя, 2011г
9. Маниченко И. В., 50 исцеляющих сказок от 33 капризов. Терапевтические сказки, 2011г
10. Программа «От рождения до школы» – Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2013г
11. Руденко А. Б «Игры и сказки, которые лечат», 2012г
12.https://logopediacentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/skazkoterapiya-kak-metod-psihologicheskoj-korrkcii/
13.https://obrazovaka.ru/question/skazka-eto-opredelenie-dlya-detej-66209