Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Методика экспериментальной-исследовательской деятельности в ДОО»

Людмила Госниц
Консультация для педагогов «Методика экспериментальной-исследовательской деятельности в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО

Организуя с воспитанниками ДОО экспериментально- исследовательскую деятельность необходимо учитывать, что эксперименты бывают :

- индивидуальные или групповые;

- однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.);

- по характеру мыслительных операций эксперименты могут быть :

Публикация «Консультация для педагогов „Методика экспериментальной-исследовательской деятельности в ДОО“» размещена в разделах

- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление)

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);

- обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);

- по способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные проводит воспитатель, а воспитанники следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детям или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям дошкольников

В работе с воспитанниками надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить. Прежде чем приступать к экспериментальной деятельности воспитателям необходимо провести подготовительную работу:

Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и дидактике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

Разработка и проведение педагогической диагностики воспитанников, с целью фиксации личностного роста и объёма умений детей.

Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

Определение основных форм работы с воспитанниками.

Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность воспитанников экспериментов, разработка конспектов по ООД с элементами экспериментирования.

Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике экспериментальной деятельности воспитанников, оснащение уголка экспериментирования :

- специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, природный материал (камешки, песок, семена и т. п., утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки)

-прочие материалы - лупы, термометры…

Подборка практического материала, включающего:

Работа с воспитанниками:

конспекты ООД с элементами экспериментирования;

– перспективный план по проведению непосредственно экспериментов;

– картотеку экспериментов.

Работа с родителями (законными представителями) :

консультации по данной теме;

– памятки.

Приступая к организации непосредственной экспериментальной- исследовательской деятельности необходимо осуществлять работу по определённому алгоритму

Актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определённой темы.

Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем.

Экспериментальная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями.

Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями (законными представителями). Реализация поставленных задач по организации экспериментирования осуществлялась в трё х основных формах:

• непосредственно образовательная деятельность,

• самостоятельная деятельность воспитанников, • совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником.

Организация непосредственно- образовательной деятельности.

Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. Опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети всё проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое – это «Занятия – открытия», много удивлялись – это «Занятия-удивления». После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Примерная структура экспериментального (исследовательского) занятия:

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор, ведущих, капитанов, (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты: совместной деятельности детей в группах.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментиро- вания.

Самостоятельная деятельность воспитанников.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приёмы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Рассмотрим несколько примеров:

• Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

• Проблемная ситуация.

«Чудесная коробка» с предметами.

• Совместное начинание.

Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником. Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в экспериментальной деятельности. Позитивные моменты:

– закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

– продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

– свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

– роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнёр);

– в процессе экспериментальной деятельности воспитанники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.

Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно). Совместную деятельность вне занятий с детьми младшего возраста организовываем 1 раз в неделю по 15 минут. Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов воспитанников.

Совместная деятельность дошкольника и воспитателя.

Воспитатель проявляет познавательный интерес.

Помогает сформулировать тему исследования.

Открывает новые знания, рекомендует источники получения информации

Приобретает исследовательские умения, навыки в процессе работы над исследованием.

Формирует исследовательские умения и навыки.

Экспериментирует, раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения содействует прогнозированию результатов.

Делает самостоятельные выводы помогает в их формулировке, принимает или тактично корректирует.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности»Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Консультация для педагогов «Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ» Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. Индивидуализация образовательной деятельности.

Конспект опытно-экспериментальной и исследовательской НОД «Волшебные льдинки»Конспект опытно-экспериментальной и исследовательской НОД «Волшебные льдинки» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию опытно-экспериментальную деятельность по превращению воды в цветные льдинки, которую мы провели.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности»Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности» Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики,.

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение.

Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Цель: расширение знаний педагогов о формах работы.

Отчет по самообразованию «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей второй младшей группы» Актуальность заявленной темы. В связи с прогрессирующим развитием человечества появились и появляются новые и новые требования к знаниям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Методика экспериментальной-исследовательской деятельности в ДОО»
Опубликовано: 9 марта 2020 в 18:08
+66Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Методика экспериментальной-исследовательской деятельности в ДОО»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Госниц в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД