Людмила Госниц
Консультация для педагогов «Методика экспериментальной-исследовательской деятельности в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО
Организуя с воспитанниками ДОО экспериментально- исследовательскую деятельность необходимо учитывать, что эксперименты бывают :
- индивидуальные или групповые;
- однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.);
- по характеру мыслительных операций эксперименты могут быть :
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление)
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
- обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);
- по способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а воспитанники следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детям или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям дошкольников
В работе с воспитанниками надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить. Прежде чем приступать к экспериментальной деятельности воспитателям необходимо провести подготовительную работу:
Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и дидактике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
Разработка и проведение педагогической диагностики воспитанников, с целью фиксации личностного роста и объёма умений детей.
Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.
Определение основных форм работы с воспитанниками.
Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность воспитанников экспериментов, разработка конспектов по ООД с элементами экспериментирования.
Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике экспериментальной деятельности воспитанников, оснащение уголка экспериментирования :
- специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, природный материал (камешки, песок, семена и т. п., утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки)
-прочие материалы - лупы, термометры…
Подборка практического материала, включающего:
Работа с воспитанниками:
– конспекты ООД с элементами экспериментирования;
– перспективный план по проведению непосредственно экспериментов;
– картотеку экспериментов.
Работа с родителями (законными представителями) :
– консультации по данной теме;
– памятки.
Приступая к организации непосредственной экспериментальной- исследовательской деятельности необходимо осуществлять работу по определённому алгоритму
Актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определённой темы.
Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем.
Экспериментальная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями.
Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями (законными представителями). Реализация поставленных задач по организации экспериментирования осуществлялась в трё х основных формах:
• непосредственно образовательная деятельность,
• самостоятельная деятельность воспитанников, • совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником.
Организация непосредственно- образовательной деятельности.
Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. Опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети всё проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое – это «Занятия – открытия», много удивлялись – это «Занятия-удивления». После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.
Примерная структура экспериментального (исследовательского) занятия:
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы, выбор, ведущих, капитанов, (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты: совместной деятельности детей в группах.
7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментиро- вания.
Самостоятельная деятельность воспитанников.
Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приёмы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Рассмотрим несколько примеров:
• Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
• Проблемная ситуация.
• «Чудесная коробка» с предметами.
• Совместное начинание.
Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником. Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в экспериментальной деятельности. Позитивные моменты:
– закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;
– продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;
– свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
– роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнёр);
– в процессе экспериментальной деятельности воспитанники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.
Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно). Совместную деятельность вне занятий с детьми младшего возраста организовываем 1 раз в неделю по 15 минут. Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов воспитанников.
Совместная деятельность дошкольника и воспитателя.
Воспитатель проявляет познавательный интерес.
Помогает сформулировать тему исследования.
Открывает новые знания, рекомендует источники получения информации
Приобретает исследовательские умения, навыки в процессе работы над исследованием.
Формирует исследовательские умения и навыки.
Экспериментирует, раскрывает возможные формы работы.
Выбирает пути решения содействует прогнозированию результатов.
Делает самостоятельные выводы помогает в их формулировке, принимает или тактично корректирует.