Дарья Нерсесян
Консультация для педагогов «Учимся составлять синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сочиняем – речь развиваем»
Учимся составлять синквейн
Слайд 2
«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»
К. Д. Ушинский
Психологи и педагоги отмечают, что у детей старшего дошкольного возраста часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дошкольники не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.
Слайд 3
Что такое синквейн?
Публикация «Консультация для педагогов „Учимся составлять синквейн“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», и означает «стихотворение из пяти строк», в вольном переводе это означает «пять вдохновений», или «пять удач»
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами
Слайд 4
Немно го истории
Дидактический синквейн появился в 20 веке в США. История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения, в частности Хайку и Танка. В России синквейн начал применяться с 1993 года
Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Слайд 5
Правила составления синквейна :
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Слайд 6
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Слайд 7
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Слайд 8
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Слайд 9
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Слайд 10
Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:
слова-предметы (существительные)
слова-признаки (прилагательные)
слова-действия (глаголы)
слова-предметы (существительные)
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.
Слайд 11
О чём можно составить синквейн?
Лексические темы, изучаемые по плану, являются темами синквейнов. При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Играть в игры: «Кто, что?» «Кто, что делает?», «Скажи наоборот», «Подбери признак», «Подбери действие», «Скажи по-другому»….
Слайд 12
Эффективность и значимость синквейна
Его простота. Могут составлять все дети
В составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности
Синквейн - игровой приём
Составление синквейна используется как заключительное задание по
изученной теме
Составление синквейна используется для проведения рефлексии
Слайд 13
Ожидаемый результат
расширяются представления об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов,потешек, скороговорок, загадок;
-словарный запас выходит на более высокий уровень, речь становится ярче и богаче, дети точно формулируют свои мысли;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией
Слайд 14
Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»
Семья
Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется)
Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).
Слайд 15
Выводы о синквейне :
Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Совет:
Сделайте с детьми копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
Слайд 16
Удачи в творчестве. Спасибо за внимание!
Литература
Акименко В. М. Новые педагогические технологии : Учеб. -метод. Пособие Ростов н/Д., 2008.
Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии: Учеб. -метод. Пособие Ростов н/Д., 2011.
Веселова Е. И., Скрябина Е. М. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР. М. ,2015. Ч. 1.
Душка Н. С. Синквейн в работе с дошкольниками//Логопед 2005.№5
Казаченко И. И. Использование дидактического синквейна в работе с дошкольниками//Управление ДОУ №8 2015
Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб. ,1999.