Ольга Сапожкова
Консультация для музыкальных руководителей «Логоритмика как метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач»
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика, как эффективный метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач
(из опыта работы).
Консультация для музыкальных руководителей
С самого рождения родители мечтают поскорее услышать первое слово своего малыша. Иногда, это происходит неожиданно, но зачастую, приходится долго ждать, пока их кроха заговорит. И вот, малыш, наконец - то, начинает лепетать. Кроха подрастает, но лепет не проходит? Да, такое тоже бывает. И тут нам на помощь приходят логопеды со своим разнообразием упражнений. К настоящему времени существует множество методик, которые помогают детям с речевыми нарушениями научиться говорить чисто и правильно. Одна из таких методик – логоритмика.
Публикация «Консультация для музыкальных руководителей „Логоритмика как метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В 1932 году Василий Андреевич Гиляровский ввел особую систему занятий для детей с заиканием. Это была коррекционная логопедическая ритмика. Тем самым он дал начало этой методике. Впоследствии, логоритмику стали использовать в системе дошкольного образования. С годами логоритмика стала неотъемлемой и наиболее результативной частью в развитии речи, так же она с успехом используется на музыкальных занятиях, где характерные движения дети выполняют во время пения. Само пение является замечательным и действенным средством против многих речевых нарушений. Логоритмика улучшает интонацию, помогает при заикании, скороговорении. Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т. д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у детей младшего дошкольного возраста эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.
Логоритмика – это коррекционная логопедическая ритмика или развитие речи с помощью движений. Логоритмика является формой активной терапии и представляет собой систему двигательных упражнений, связанных одновременно с речевой активностью. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Логоритмическая деятельность включает в себя здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, которые оказывают благотворное физическое и психическое влияние на организм ребёнка. Логоритмика способствует результативному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, активизацией и расширения словарного запаса детей.
Нарушения в речи ребенка-дошкольника довольно часто встречающийся факт. В 1970 – 1980 годах только у 25% детей фиксировали нарушения речи. На сегодняшний день эта цифра значительно выше – 60%. И хотя исправить речь можно в любом возрасте, все же наиболее благоприятным периодом для решения этой проблемы является дошкольный возраст.
Для достижения наилучших результатов при выполнении логоритмических заданий рекомендуем учитывать баланс психофизической и речевой нагрузки. Все задачи, предлагаемые детям в рамках одной встречи, объединены одной темой или игровым сюжетом и проводятся по следующему алгоритму:
Вводная часть – эмоциональное приветствие (10 % времени от общего времени встречи). Целью приветствия является дружественное расположение детей к себе и друг другу.
Поёт музыкальный руководитель :
Здравствуйте, ребята!
Посмотрите, как светло.
Солнышко проснулось
И начался день!
За руки возьмёмся
И споём все дружно!
Дети и педагог:
Добрый день!
Основная часть включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых игр и упражнений и составляет 75% - 80% времени от общего времени встречи:
- ритмическое упражнение
- пение
- подвижная логоритмическая игра
- пляска (Танцы по показу по выбору музыкального руководителя)
Заключительная часть включают в себя упражнениями на восстановление дыхания (например «Арбузное поле», где дети, лёжа на спине, дышат, надувая животики, релаксацию, различными видами ходьбы и легкого бега, а также подведением итогов занятия (10-15% времени).
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время мероприятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним, целенаправленно и адресно, решая следующие задачи :
- развивать фонематическое восприятие и фонематические представления;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать слуховое внимание и память;
- вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью;
- укреплять косно - мышечный аппарат;
- развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;
- развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
- развивать коммуникативные способности.
Все используемые упражнения делятся на две большие группы: 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов) 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха.