Багдагул Кажельдинова
Консультация для молодых специалистов «Структура занятия по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Структура занятия по развитию речи
Структура занятия во многом определяет эффективность речевого развития. Когда есть определенные этапы, ребенок легче усваивает материал, поскольку он преподносится последовательно и по частям.
1. Вводная часть
Организационный момент.
а) Создание эмоционального настроя детей.
б) Артикуляционная гимнастика
Публикация «Консультация для молодых специалистов „Структура занятия по развитию речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
в) Сюрпризный момент (в младших группах) или создание проблемной ситуации, постановка цели занятия (в старших дошкольных группах).
2. Основная часть
а) Вводная беседа.
б) Рассказ педагога.
в) Демонстрация наглядности, схем и опор.
г) Активизация речевой деятельности детей.
Физминутка
3. Заключительная часть
а) Закрепление. (игры и задания)
б) Подведение итога.
Основные задачи развития речи детей дошкольного возраста.
1. Воспитание звуковой культуры речи детей;
2. Формирование и обогащение словаря;
3. Слуховое восприятие и развитие слуха.
4. Формирование грамматического строя речи.
5. Обучение связной речи — монологу и диалогу — в связи с ознакомлением с окружающим: с бытовой и производственной деятельностью людей, с природой, с общественной жизнью.
6. Подготовка детей к обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Кратко по каждому пункту.
1. Цели:
1. правильно произносить звуки;
2. правильно пользоваться голосовым аппаратом;
3. говорить выразительно и без спешки;
4. тренировать лицевые мышцы, в особенности мышцы нижней челюсти, языка и губ.
2. При формировании словаря ребенка важно не просто произносить как можно больше слов, но также ребенок должен понимать смысл слова и соотнести его с каким-нибудь образом.
3. Чтобы правильно говорить, ребенку необходимо научиться слушать и слышать, различать силу голоса, темп речи и интонацию.
4. Цель задачи – научить ребенка говорить правильно (согласование существительных с другими частями речи, постановка ударений, склонение слов, использование множественного числа, правильное сочетание слов)
5. В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы, рассказывать в 2-4 фразах о нарисованном, увиденном. В старшем дошкольном возрасте задача более усложняется. Это и составление описательных рассказов по картине, умение выстроить диалог со взрослым и с ровесниками, умение излагать свои мысли, разные формы пересказа, придумывание сказок и т. д.
6. Развитие фонематического слуха
детей, знакомство со звуками и различение звуков в слогах и словах, анализ звуковой структуры слова.
Структура НОД в разных возрастных группах имеет свои особенности.
В группе раннего возраста (2-3 года) дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах желательно больше использовать наглядности, а также игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.
Во 2-й мл. гр начинается работа над артикуляцией звуков, т. е. педагог детям объясняет положение языка, зубов и губ при произношении различных звуков.
В группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет) усложняется содержание НОД, становится возможным ставить задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами).
В группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет) повышается роль проведения НОД словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений.
На каждой НОД, как правило, состоящем из двух-трех частей, решается несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.
Н-р, занятие звуковая культура речи, звук –з-
Здесь основная задача-воспитание звуков. культуры речи, но еще идет обогащение словаря за счет новых слов с этим звуком, а также согласование этих существительных с заданным звуком с прилагательными.