Папки-передвижки

Консультация для молодых педагогов «Организация двигательной активности детей в ДОУ»

Лариса Николаевна Сергиенко
Консультация для молодых педагогов «Организация двигательной активности детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

ГКДОУ «Детский сад №93 «Зёрнышко» г. о. Мариуполь» ДНР

Консультация для молодых педагогов

Тема: «Организация двигательной активности детей в ДОУ»

Подготовила:

Воспитатель логопедической группы:

Сергиенко Л. Н.

г. Мариуполь

Цель. Расширение знаний молодых педагогов о двигательной активности

в режимных моментах.

Актуальность темы

Актуальность проблемы организации двигательной активности детей в ДОУ обусловлена рядом факторов:

• Ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. Процесс достиг масштаба национальной проблемы, поэтому важно поддерживать и улучшать здоровье детей.

• Дефицит двигательной активности у современных детей. Количество движений, которые дети производят в течение дня, ниже возрастной нормы. Это увеличивает нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление.

• Необходимость формирования осознанной позиции ценности здоровья. Именно в период дошкольного детства, когда закладываются основы для будущей взрослой жизни, важно сформировать у детей понимание значимости здоровья, научить сохранять и укреплять его.

Таким образом, актуальность проблемы организации двигательной активности детей в ДОУ связана с тем, что от неё зависит интенсивность физического развития и здоровье воспитанников.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня к двигательной подготовленности, условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа высокой работоспособностью.

Организация двигательной активности детей в ДОУ включает несколько направлений:

1. Физкультурно-оздоровительная деятельность. К ней относятся утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения, физкультминутки. Также к дополнительным видам деятельности двигательного характера относятся пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, бодрящая гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности на прогулке, прогулки-походы, корригирующая гимнастика.

2. Занятия по физической культуре. Это основная форма обучения двигательным навыкам. Рекомендовано проводить занятия не менее трёх раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе.

3. Самостоятельная двигательная деятельность. Она даёт широкий простор для проявления индивидуальных двигательных возможностей детей. Продолжительность самостоятельной деятельности зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

4. Общие требования к построению двигательного режима:

• продолжительность двигательной активности в течение суток должна составлять не менее 60% общего времени бодрствования в группах раннего и младшего дошкольного возраста и 50% — старшего дошкольного возраста;

• периоды высокой двигательной активности чередуются с отдыхом и малоподвижными видами деятельности;

• каждый ребёнок должен иметь возможность двигаться по своему желанию в любое время дня.

При организации двигательной активности воспитанников учитывается индивидуальный подход к каждому ребёнку, а также принцип адекватности физической нагрузки возрасту и полу ребёнка, состоянию его здоровья, уровню развития и биологической

Что такое двигательная активность?

Под двигательной активностью нами понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной деятельности.

В теории и методике физического воспитания выделяется три вида двигательной активности:

1. Регламентированная

2. Частично-регламентированная

3. Нерегламентированная

Регламентированная двигательная активность

представляет собой суммарный объём специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий. (Утренняя гимнастика, образовательные области: физическая культура, музыка.)

Частично-регламентированная активность

это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач. (например, во время выполнения подвижных игр)

Нерегламентированная активность

включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту или самостоятельной деятельности)

Этапы планирования двигательной активности

1-й этап педагогического процесса – «Утро»

Утром целесообразно планировать двигательную деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей.

Планировать игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности («Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, не задев кеглю»). При планировании подвижных игр необходимо учитывать, какая деятельность будет после завтрака. Если непосредственно образовательная деятельность связана с длительной статической позой (математика, развитие речи изо - деятельность, то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности;

Утром обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а также индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения слуха, нервной системы, ожирение.

2-й этап педагогического процесса – «Прогулка»

На прогулке предлагается планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и 1-2 игры с подгруппами детей. Кроме того, воспитатель должен наметить игровые упражнения для индивидуальной работы.

Важно для прогулки планировать не только подвижные, но и спортивные игры (зимой - хоккей; весной, летом, осенью - футбол, баскетбол, бадминтон, городки) и спортивные упражнения (зимой -катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью - катание на велосипеде, самокате).

Необходимо учитывать, какая НОД предшествовала прогулке: если она носила подвижный характер физическая культура, музыка, то прогулку лучше начать с наблюдения, но если дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр.

3-й этап педагогического процесса – «Вторая половина дня»

Во вторую половину дня кроме гимнастики пробуждения и закаливающих мероприятий предлагается планировать активный отдых детей (Праздники, досуги, развлечения) различное физкультурное оборудование, тренажеры, дидактический материал - карточки для самостоятельной двигательной активности.

Во вторую половину дня также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя детей, лучше планировать спокойную двигательную деятельность - малоподвижные игры, дыхательные упражнения, оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.

Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности:

Планирование должно обеспечить решение главной цели воспитания - формирование индивидуальной, неповторимой личности, поэтому важно грамотно сочетать фронтальные и индивидуальные формы работы.

При планировании необходимо избегать формализма. План должен быть реальным.

При планировании необходимо учитывать критические периоды в физическом и психическом развитии, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка, тип высшей нервной деятельности, степень развития анализаторных систем, биоритмологический профиль, направленность личности ; учитывать задатки, склонности, интерес ребенка.

План должен обеспечить системность в работе. Между различными видами деятельности должны быть тесная связь, единство воспитания и обучения.

Индивидуальный подход к детям с учетом характера двигательной активности.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше в группе. Они самостоятельны и активны, движения их уверенные, чёткие, целенаправленные.

При руководстве двигательной активностью детей средней подвижности достаточно создать необходимые условия, т. е. предоставить место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование и пособия.

Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно четвёртую – пятую часть. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки, избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Из-за высокой интенсивности двигательной активности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации, они с трудом засыпают, спят неспокойно.

Руководство двигательной активностью детей большой подвижности направляется не на уменьшение их двигательной активности, а на регулирование интенсивности движений. Пусть по времени дети двигаются как можно больше – важно запрограммировать такой состав движений, которые требуют сосредоточенности внимания, сдержанности, точности.

Наиболее уязвим организм детей малой подвижности. Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для игр пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую интенсивных движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями. Малая подвижность – фактор риска для ребёнка.

У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию всех основных движений, особенно интенсивных (бег, прыжки – разные их способы). Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня.

Особое внимание требуют к себе ослабленные и часто болеющие дети. Индивидуальная работа с такими детьми должна состоять не столько в ограничении нагрузок (интеллектуальных, двигательных, трудовых и т. д., сколько в создании условий для оптимизации деятельности при обеспечении соответствия затрачиваемых ребёнком усилий физиологическим возможностям организма. Это достигается путём рациональной регламентации длительности, объёма, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребёнка условий психологического комфорта

Главное, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в дошкольных учреждениях, как организованные, так и самостоятельные, индивидуальные, благоприятно отразились на развитии моторики, на физическом и психическом здоровье детей.

Литература.

1. М. А. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду»

2. Е. К. Воронова «Формирование двигательной активности дете й 5-7 лет»

3. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». М. : «Просвещение», 1985. 1

4. Степаненкова Э. Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка». М. : Издательский центр «Академия», 2001. 1

5. Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. «Двигательное развитие детей дошкольного возраста». Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2006. 1

6. Воротилкина И. М. «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении». М. : «Издательство НЦ ЭНАС», 2004. 1

7. Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни». М. : «ТЦ Сфера», 2012. 1

8. Харченко Т. Е. «Организация двигательной деятельности детей в детском саду». СПб: ООО Издательство «Детство-пресс», 2010. 1

9. Рунова М. А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2002. 2

Публикации по теме:

Рациональная организация двигательной активности детейРациональная организация двигательной активности детей Движение – это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания.

Консультация для молодых педагогов «Формирование взаимодействия детей в игре» Игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Подвижные игры развивают у детей.

Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно»Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно» Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с молодыми, начинающими работать, педагогами своим опытом математической деятельности. Когда.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для молодых педагогов «Организация двигательной активности детей в ДОУ»
Опубликовано: 17 января 2025 в 15:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для молодых педагогов «Организация двигательной активности детей в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Николаевна Сергиенко (УИ 3316332) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД