Мария Баркаева
Консультация «Дислексия и дисграфия у младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Дислекcия и дисграфия у младших школьников».
По статистике около 37% учеников младших классов имеют серьезные трудности с обучением грамоте и приобретении навыков чтения. Учителя начальной школы, логопеды и психологи, говорят, что число учащихся, имеющих дисграфию и дислексию, растёт с каждым годом.
Публикация «Консультация „Дислексия и дисграфия у младших школьников“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В своей статье, я хотела бы познакомить вас этими терминами, обратить внимание на трудные моменты в обучении школьников, с данными проблемами, и предложить некоторые упражнения, для помощи детям.
Дислексия - трудность в распознавании отдельных букв и слов, в сопоставлении букв со звуками. И как следствие, трудность в овладении процессом чтения. Выделяют несколько видов дислексии: фонематическая – ребенку сложно на слух различать звуки; семантическая – нарушение понимания прочитанных слов; аграмматическая – изменение падежных окончаний и числа существительных, неправильное согласования в роде, числе и падеже существительного и прилагательного, изменение глаголов 3 лица в прошедшем времени. ; оптическая - трудности в освоение сходных графически букв (Т –Г, П-Н, В-З); мнестическая – трудность затруднение в соотнесение буквы со звуком. Дети, страдающие дислексией испытывают серьёзный стресс, на уроках чтения, из-за сложности восприятия и понимания прочитанного, им сложно понять, когда спрашивают, о чем же шла речь в тексте, или например, что же требуется узнать из задачи. К сожаление, полностью преодолеть дислексию, невозможно, по той причине, что в основе своей эта проблема может иметь многофакторность – не только биологический фактор, но и социальный. Но дислексия поддается корректировке, и ребёнок может освоить школьную программу.
Дисграфия – расстройство навыков письма, как букв в целом, так и неправильное написание отдельных элементов. Проявляется стойкими ошибками на письме, которые без целенаправленной корректировки, не исчезают. Дисграфия, несмотря на то, что проявляется ошибками на письме, может быть связана и со звукопроизношением, и с расстройствами фонематического слуха. Чаще всего с проблемой дисграфии сталкиваются дети, которые до школы посещали логопедические группы в детском саду, или имели трудности со звукопроизношением. Дисграфия так же бывает разных видов: артикуляторно- акустическая – ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением – как говорит, так и пишет; акустическая – ошибки связаны с фонематическим слухом (как слышит, так и пишет, оптическая - ошибки связаны с заменой похожих на письме букв (П- Т, Л – М, И-Ш).
Как ещё определить, что у ребёнка дисграфия? Зеркальное письмо может указывать на дистрофию. Недописывание слов, размашистый почерк (если ребенок не может уместить предложение на строке, заходит за линию строчек, и почерк с наличием лишних элементов. Дисграфия, как дислексия поддаётся корректировке – при условии затраченного времени и сил. Лучше всего, если коррекцию, хотя бы на первом этапе, родители поручат специалисту – логопеду или нейропсихологу, которые наметят маршрут и дадут рекомендации по дальнейшим шагам.
Вашему вниманию, я предлагаю некоторые виды игр и упражнений, которые можно выполнить вместе с ребенком – вы проведете время вместе с ребенком с пользой для двоих. Задания будут интересными и взрослым и детям.
Игра «Какие звуки ты слышишь?»
В эту игру можно играть как дома, так и в любом месте, где можно услышать разные звуки. Ребенку предлагается послушать звуки вокруг себя, а потом перечислить. Взрослый тоже может перечислить звуки, которые слышит. Затем можно сравнить, кто услышал больше звуков.
Игра «Наборщик»
Для этой игры потребуется листочек бумаги и ручка. Взрослый пишет длинное слово, из которого потом можно составить много маленьких.
Игра «Эрудит». Эта игра настольная, похожа на игру «Наборщик», но тут нужно приобрести в магазине саму игру «Эрудит», она включает в себя поле, с нанесенным на него количеством очков и набор букв. Число игроков может быть от 2-ух до 6 человек.
Игра «Тик-так, Бум!»
Эта игра тоже настольная, в наборе есть карточки частями слов, и игрушечный часовой механизм. Задача игроков придумать как можно больше слов, пока не произошел взрыв.
Игра «Заданная буква»
Для этой игры нужны листочек и карандаш, но в неё получится играть и устно. Ребёнку предлагают составить слово с определённой буквой, так, чтобы в первом слове она стояла первой, во втором – второй, в третьем - третьей и т. д. (Арка- рАмка – клАд….)
Игры нашего детства «В города», «В имена», тоже подойдут, чтобы развить внимание, память и слуховое восприятие, которое так важно при овладении грамотой.