Ольга Железняк
Консультация «Стоит ли давать ребенку право выбора?»
▼ Скачать
Здравствуйте уважаемые коллеги и родители! Сегодня хочется поговорить о популярной на сегодняшний день теме «Стоит ли давать ребенку право выбора?» В советское время детям было не принято давать большую свободу выбора. Вспомните слова наших мама «Ешь, что дают», «Делай, как сказала!», «Вырастешь – станешь врачом» и прочие категорические высказывания были воспитательной нормой. И никто не представлял, как может быть по-другому.
Публикация «Консультация „Стоит ли давать ребенку право выбора?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Право выбора детям! Первые об этом заговорили психологи и решили поставить догматичное воспитание прошлого под сомнение и начали агитацию за предоставление детям выбор. Затем поколение современных родителей: какую книгу читать, какую футболку надевать, что есть на ужин, какой мультик смотреть и какую игрушку купить в магазине.
Далее в 2014 вступил в силу никому неизведанный ФГОС ДО. И педагогическая общественность столкнулась с основными принципами дошкольного образования: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования и т. д.
Конечно, часто бывает непросто дать ребенку свободу и право принимать собственные решения. Но сделать это необходимо. А знаете почему? Ведь если ребенок, привыкнет к тому, что все решения за него принимают мама и папа, то он так и останется ребенком. Возможность делать выбор в детстве развивает самостоятельность, уверенность в себе и желание развиваться. Однако предлагаю разобраться как правильно давать ребенку право выбора, так как тут есть свои нюансы.
Первое! Например, «Можешь делать, что хочешь!» или «Одевайся как тебе захочется!» это не про выбор! Такие фразы показывают безразличие к действиям того, кто это говорит. Поэтому необходимо предложить небольшое количество вариантов! Такой выбор должно быть легко сделать — поэтому лучше остановиться, например, на двух вещах, одинаково приемлемых для ребё нка: «Ты хочешь чай или сок?», «Наденешь зеленые штаны или синие?
Второе! Необходимо объяснить зачем вы это предлагаете. Например, нам пора ложиться спать. Ты соберешь свои игрушки сам или тебе нужна моя помощь.
Третье! Чем чаще у детей есть выбор, тем лучше. Умение принимать решения — это важный навык, который следует развивать в детях. Важно научить детей чувствовать себя уверенными во время принятия решений — это сильно пригодится им в дальнейшем. Поэтому взрослым нужно научиться поддерживать детей в любом выборе, даже если вам кажется, что он не правильный. (Главное, тут помнить про безопасность.) Мозг развивается в зависимости от того, как его используют. Это значит, что, поощряя принятие собственных решений, мы даем детям бесценный опыт: они учатся объективно оценивать свои потребности, учитывать свои чувства и мотивы, взвешивать все за и против и пытаться принять лучшее для себя решение. Мы помогаем им вырабатывать привычку делать трудный выбор и нести за него ответственность. Это очень важно и принесет большие дивиденды в будущем.
Четыре! Выбор помогает развивать самоконтроль. Предлагая варианты, описывайте ребёнку, что произойдет при каждом из них, помогите заметить его собственный вклад в процесс. Например, так: «Давай ты сейчас уберешь игрушки, и я помогу тебе склеить кораблик. Понимаю, что ты хочешь начать с кораблика, но, если хочешь, чтобы мы сделали это вместе, сначала необходимо убрать игрушки». Теперь у ребёнка есть выбор — отложить игрушки, но есть и мотивация — провести время с вами. При этом никаких негативных последствий от отказа точно нет.
Пять! Выбор учит замечать последствия. Предлагая выбор и описывая варианты, расскажите ребенку о том, к чему приведет каждый их них. Например: «Скоро выступление, давай еще поучим твое стихотворение, чтобы ты чувствовал себя увереннее? Точно не хочешь? А что будет, если не выучишь?».