лариса коростелёва
Консультация «Цвето-и музыкотерапия в педагогическом процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цвето- и музыкотерапия в педагогическом процессе
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.
Публикация «Консультация „Цвето-и музыкотерапия в педагогическом процессе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Сегодня отмечается резкий рост числа детей с различными формами нарушений поведения, психоэмоциональной сферы. Этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность. Технологизация жизни, в которой участвует ребенок, влечет за собой его «обесчувствование». Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со сверстниками и взрослыми, а ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия.
Работая по программе Н. Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного младшего школьного возраста» я заинтересовалась возможностями влияния цвета и музыки на физическое и психическое развитие детей.
Современная педагогическая наука рассматривает окружающую среду как одно из важнейших средств воспитания и развития личности. Вопросу влияния окружающей среды на ребенка уделяли и уделяют внимание многие педагоги и ученые.
Человечество давно знало о целебных свойствах цвета. Уже в Древнем Египте в храмах существовали специальные помещения, у которых солнечные лучи определенным образом преломлялись в тот или иной цвет спектра. Археологи утверждают, что эти комнаты были лечебными. В IX веке знаменитый Авиценна составил особый атлас, в котором запечатлел зависимость цвета, темперамента и здоровья. В средние века великий врач Парацельс готовил свои лекарства, руководствуясь не только свойствами компонентов, но и их цветом.
Научное обоснование использования цвета получило в середине XIX века благодаря опытам французского астронома Фламмариона. В России тоже был ученый, который внес значительный вклад в теорию цветотерапии. Это психоневролог В. М. Бехтерев. Он доказал, что цветовая гамма может влиять на состояние человека также, как и лекарства. Бехтерев установил, что розовые и красные цвета возбуждают и способны вывести из депрессии, синий и голубой успокаивают, вызывают реакцию торможения.
Сегодня научно доказано, что у каждого цвета определенная длина волны. Поэтому электромагнитное излучение воспринимается не только глазами, но и кожей. Более того, каждый орган человеческого тела «работает» на определенной электромагнитной частоте. Изменение частоты, вызванное влиянием того или иного цвета, приводит к изменениям в функционировании органа. Поэтому не удивительно, что цветотерапия оказывает такое влияние на организм в целом.
Цвет оказывает влияние и на психику человека. Швейцарский психолог Макс Люшер вывел взаимосвязь цветовых предпочтений с эмоциями, которые испытывает человек.
О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в терапевтических и воспитательных целях.
Важно оберегать формирующийся организм и неокрепшую психику детей от сильных воздействий некоторых направлений современной музыки. Терапевтическую функцию может выполнить лишь организованный, негромкий звуковой поток. Благоприятное воздействие могут оказывать природные звуки и классическая музыка.
Музыкотерапия – метод использования музыки для лечения расстройств нервной системы. Рядом исследований было доказано, что музыка оказывает воздействие на различные системы человеческого организма. Наблюдается это благодаря тому, что процессы, происходящие в двигательной и вегетативной системе человека, протекают ритмично, а музыка как ритмичный раздражитель может их стимулировать. Наиболее сильное влияние на человека оказывает орган.
Необходимо использовать в работе с детьми благотворное воздействие шумов и звуков окружающей действительности. Использовать их как в качестве звукового фона при проведении аутогенной тренировки (одного из методов оздоровления детей и освобождения их от нагрузок и стрессов, так и на занятиях для развития творческой, когнитивной, деятельностной сторон личности ребенка.
Начиная работу над этой темой, я столкнулась с тем, что специальной литературы по этому вопросу очень мало. Пришлось искать материал в популярных изданиях, журналах. Много интересного я узнала из «Методических рекомендаций к программе Н. Н. Ефименко». Это послужило отправной точкой в моих поисках. Но в последнее время этой проблемой заинтересовались и современные педагоги, психологи, физиологи. Различным аспектам музыкотерапии посвящены работы Л. С. Брусиловского, В. Ю. Завьялова, К. Швабе и др. Проблемам влияния цветовых ощущений на скорость психических процессов уделял внимание русский невропатолог В. М. Бехтерев; Макс Люшер изучал влияние цвета на психику человека; и другие ученые.
Главная идея концепции светового и цветового сопровождения воспитательно-образовательного процесса состоит в том, что посредством определенных цветовых режимов можно содействовать более эффективному двигательному развитию ребенка, становлению его психических функций, формированию всесторонней развитой личности.
Б. М. Галеев отмечал, что из пяти чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса) чаще всего вступают во взаимосвязи зрение, осязание и слух. И при помощи цвета и музыки можно доносить до детей необходимую информацию, сокращая тем самым словесные разъяснения.
Чтобы профессионально и гибко создавать необходимый цветовой режим для каждого конкретного занятия, в детском саду имеется оборудование различной цветовой окраски : желтый, синий, зеленый, красный. Ребенок должен иметь возможность играть предметом любого цвета, к которому его тянет, который ему нравится, или который ему предложил педагог с учетом психофизического состояния малыша. Так, гиперактивным, подвижным детям мы предлагает оборудование синего, зеленого цвета, а малоактивным, стеснительным детям – яркий красный, желтый инвентарь. Этим мы решаем задачу управления и стабилизации физических функций детей.
На физкультурных занятиях я старалась применять полученные знания. В музыкальном зале изменили световое оформление: используем 2 вида лампочек: обычные и синие (для успокоения, создания фона). Инвентарь и оборудование покрасили с учетом цветоритмики. Применяю также цветные карточки для построений, игр, дыхательных упражнений.
Для создания музыкально-звуковой среды на занятиях собрала фонотеку, где есть классическая и современная, джазовая и детская музыка, звуки природы. На группах тоже есть свои аудиозаписи для музыкального сопровождения режимных процессов.
Правильно организованная музыкально-звуковая среда ведет к оздоровлению детей и эстетизации их жизнедеятельности.
Использование в работе с детьми шумов и звуков окружающей действительности оказывает на них благотворное воздействие, применение их как в качестве звукового фона при проведении аутогенной тренировки (одного из методов оздоровления детей и освобождения их от нагрузок и стрессов, так и на занятиях для развития творческой, когнитивной, деятельностной сторон личности ребенка. Детям очень нравится играть в музыкальные игры, развивающие осознанное отношение к себе и другим, развивающие умение слушать и концентрироваться: «Танец шляпы», «Группа в обручах» и др.
Выводы и рекомендации:
1. Применение средств музыко- и цветотерапии оказывает большое влияние на физическое и психическое здоровье детей.
2. Музыка служит :
- для организации детей, повышения их внимания, сосредоточенности;
- музыка может звучать в конце занятия как завершающий, итоговый фрагмент в двигательно-игровом действии и нести определенную установку на будущее;
- музыкальное сопровождение также можно использовать только в момент «функционального пика» занятия, для стимуляции двигательной и эмоциональной активности детей. Это – шум волн, камнепад, шипение змеи, таинственная, завораживающая музыка.
- на одном занятии можно сочетать живой аккомпанемент с прослушиванием аудиокассет.
3. Цвет :
- детей следует окружать такими цветами, как желтый, оранжевый, зеленый, который вселяет уверенность в себе и не перегружает его нервную систему.
- использовать в работе с гиперактивными, подвижными детьми оборудование синего, зеленого цвета, а с малоактивными, стеснительными детьми – яркий красный, желтый инвентарь. Этим решается задача управления и стабилизации физических функций детей.
4. Музыко- и цветотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов деятельности.