Светлана Бондаренко
Консультация «Чем занять ребенка дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Очень часто бывает так, что родители, для того чтобы ребенок им не мешал заниматься какими – либо домашними делами, усаживают его за телевизор или за компьютер, а в дальнейшем стараясь его привлечь к домашней работе, или к занятиям слышат в ответ : «не хочу», «не буду», «лучше я посмотрю телевизор или поиграю в компьютер».
Темочки:
Для того чтобы такого не происходило, уважаемые родители старайтесь с самого начала не отталкивать малыша от себя. Малыш добивается вашего взгляда криком, ребенок постарше постоянно шалит. Родители часто не видят связи между странным или негативным поведением детей и их желанием получить капельку родительского тепла. Если ребенок хочет помочь вам, то разделите с ним домашние обязанности. Перед выполнением работы покажите ему как нужно делать, а увидев недостаток в его работе, во – первых похвалите ребенка за стремление все сделать хорошо, во-вторых, указывая ему на его ошибку, покажите еще раз как следует делать правильно. И пусть у вас уйдет на уборку или приготовление обеда больше времени, но зато малыш будет привыкать действовать с вами совместно, и у него не выработается потребность постоянного времяпровождения перед телевизором или компьютером.
Родителям хочется, чтобы дети всесторонне развивались и получали удовольствие, а еще — чтобы хватило времени на собственные дела, чай и, например, любимый сериал. А вариантов, которые могли бы отвлечь ребенка, порой даже хватает на час-другой. Чем заняться дома с ребенком? Этот вопрос часто задают себе родители, ведь дети требуют постоянного внимания. Когда мы перестанем это замечать или просто игнорируем по той или иной причине, они стараются привлечь его иными способами.
В старшем дошкольном возрасте начинают формироваться интеллект и личность ребенка, его половая идентификация и образ собственного «я». Ведущую роль играет потребность в общении и творческой реализации. Появляется интерес к коллективным играм: ребенку 5 лет групповые развивающие занятия (даже дома) могут быть более интересны, чем индивидуальные.
Игровое взаимодействие пяти-шестилеток сопровождается активной речью, эмоциональными реакциями, соперничеством. Поэтому для детей этого возраста полезно проводить конкурсы, викторины, состязания. Они могут быть разной направленности: спортивные, творческие, интеллектуальные.
Когнитивные функции головного мозга на пике активности: мышление, память, воображение и внимание настроены на прием и обработку огромного количества информации. Наступает оптимальная пора для начала учебного процесса. Математика (счет до 10, простые вычисления, письмо (изучение алфавита, звуков и букв, логика (выявление закономерностей) будут интересны дошкольникам, особенно если задания будут поданы в игровом или соревновательном формате.
Возникает вопрос: чем заняться с ребенком дома? Многих родителей он вводит в ступор, но сложность решения – лишь иллюзия. Для любого возраста найдутся свои интересные занятия, от вас требуется лишь проявить инициативу и стать полноценным участником.
Для того чтобы ребенок всегда был разумно деятельным, необходимо подсказывать ему, чем он может занять себя, и, конечно, создать для этого соответствующие условия. Главным содержанием детской жизни является игра. Это основная деятельность ребенка. Не считайте ее забавой. Ее воспитательная ценность неисчерпаема. При правильном руководстве игра становится одним из эффективных средств всестороннего воспитания. В играх дети удовлетворяют естественное стремление к движению, к действию, к переосмыслению окружающего.
В игре, более чем в какой-либо другой деятельности, развивается у детей активность, самостоятельность, инициатива. Они сами определяют, во что и как будут играть, обдумывают игровой сюжет и как воплотить его, ищут партнеров, распределяют роли. Через игру можно влиять на поведение ребенка, на его отношения со сверстниками. Игра как важнейшая деятельность детей дошкольного возраста – великолепная форма организации их жизни. Там, где дети много и с увлечением играют, они растут более организованными и дисциплинированными.
Обязательная принадлежность для игр детей – предметы, которые они могут катать, двигать, перекладывать и накладывать друг на друга, нанизывать и собирать и конечно такие, которые побуждали бы ребенка к сюжетно – ролевым играм. Это куклы, кукольная мебель, хозяйственная утварь, мишки, лошадки, машины и т. п. настольные игры – лото, парные картинки, шашки, бильярд – также необходимы детям. Ребенок должен знать, что гаражу с машинами не место в кукольной комнате, а мячи и прыгалки не могут лежать на полке с книгами. Учите ребенка самому следить за порядком. Если он знает, что где лежит, сам убирает игрушки и пособия, это приучает его к самостоятельности, содействует формированию бережного отношения к ним.
Жизнь ребенка-дошкольника должна быть насыщена не только играми. Он приобретает полезные знания и умения, а также нравственно-волевые качества не только в игре, но и в образовательной деятельности.
Дети любят рассматривать картинки в книгах. Последите, чтобы ребенок не торопился листать страницу за страницей. Научите его всматриваться в содержание изображения. Постарайтесь задержать его внимание на картинке. Рассказывая содержание картинки, дети учатся логически мыслить, подмечать главное, выражать в слове свою мысль. Дети любят, когда старшие читают им книги, пересказывают сказки. В этой ситуации важно, чтобы ребенок сидел спокойно, слушал внимательно, не отвлекаясь.
Ребята любят рисовать. В домашних условиях чаще всего они рисуют что хотят. И тогда случается, что в их рисунках сквозит однообразие, они бедны по содержанию – домик и девочка, девочка и домик, машины и цветы и так далее. Ребенок часто комментирует свой замысел вслух: «Это тигр. А это я. Я дрессировщик. Я его не боюсь.» Этим самым он выражает не только эмоциональное отношение к изображаемому, но и неумение что-то нарисовать – ведь далеко не всякий замысел малыш умеет или может воплотить в рисунке. Вот почему, если он нарисовал что-то несусветное и пытается заверить вас, что это паровоз или машина, не подсмеивайтесь над ним. Лучше спросите: «А рядом с машиной кто? Куда едет машина? Кто управляет ею?» Это, несомненно, увлечет малыша.
Немало удовольствия и пользы получают дети от занятий с пластилином. Изображая знакомы предметы, они фантазируют, конструируют, тренируют глазомер. Попутно развиваются мелкие мышцы рук, которые впоследствии будут участвовать в механизме письма. К сожалению, взрослые относятся к таким занятиям настороженно : боятся, как бы ребенок не запачкал себя, или платье, или мебель.
Вот несколько игр для занятий дома :
Игра «Закончи рисунок»
Вам потребуются: цветные карандаши или фломастеры.
Пригласите ребёнка порисовать вместе с вами. Нарисуйте цветок со стеблем, а рядом — без стебля, покажите малышу. Поинтересуйтесь: не забыли ли вы что-нибудь. Если кроха затрудняется ответить, нарисуйте ещё один цветок со стеблем, обратите внимание на рисунок с недостающим стебельком. Попросите ребёнка закончить ваш рисунок (дорисовать стебель). Старайтесь рисовать как можно проще: стебелёк – палочка, лепестки – овалы. Продолжая игру, можно «забыть» нарисовать лепесток, серединку цветка и т. д. В следующий раз предложите малышу дорисовать нитку у воздушного шарика, хвостик у мышки и т. д.
Игра способствует развитию внимания, мелкой моторики.
Игра «Чудесное превращение»
Вам потребуются: несколько баночек с прозрачной водой, краски.
С помощью кисточки и красок окрасьте воду в баночках – каждую в свой цвет. Во время игры называйте ребёнку, какой цвет вы используете. Покажите, как при добавлении в баночку с водой одного цвета другой краски, вода меняет свой цвет (красная и жёлтая – оранжевый цвет, жёлтая и синяя – зелёный, красная и синяя-фиолетовый и т. д.). Разрешите малышу самому поэкспериментировать с красками.
Игра помогает изучить цвета.
Игра «Рисуем пальчиками»
Вам потребуются: краски акварельные, краски для рисования пальцами.
В старшем возрасте этот процесс можно проводить под сюжетную основу. Например, нарисовав дерево, попросите малыша пальчиками «прикрепить» к нему зелёные листочки, нарисовать полоски у тигра, звезды на тёмном небе и т. д.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает изучить цвета.
Игра «Целое из частей»
Вам потребуются: пластилин. Предложите малышу разделить брусок пластилина на несколько мелких частей. Затем вновь соедините их друг с другом. Покажите ребёнку получившийся шар однородной структуры. Попросите ребенка сделать то же самое.
Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
Игра «Самодельная мозаика»
Вам потребуются: геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона. Вырежьте из картона множество мелких и крупных геометрических фигур, создав подобие мозаики для своего ребёнка. Покажите малышу, как из фигурок можно делать картинки: если положить на одну сторону прямоугольника треугольник, то получится домик; три зелёных треугольника образуют ёлку; круг и два овала наверху – голову зайца и т. д. Рисуйте на бумаге схемы предметов, показывайте, что, опираясь на них можно выложить ту или иную картинку. Побудите малыша проявлять фантазию и создавать собственные шедевры.
Игра способствует развитию воображения, мелкой моторики, внимания.
Игра «Спички детям — игрушки?»
Вам потребуются: спички.
Покажите малышу, как из спичек можно выкладывать различные изображения: геометрические фигуры, домик, буквы. На листе бумаги сделайте образцы предметов. Предложите крохе выложить их спичками поверх рисунка. После того, как ребёнок освоит это упражнение, попробуйте создавать рисунки из спичек по памяти или, проявляя фантазию. Вместо спичек можно использовать счётные палочки.
Игра способствует развитию творческих способностей, мелкой моторики, внимания.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Игра «Опять макароны»
Вам потребуются: макароны разных форм и размеров, краски, леска.
Предложите малышу сделать разноцветные бусы из макарон. Покажите, как макароны можно раскрасить красками, а после того, как они высохнут, нанизать их на леску. При этом можно считать макароны каждого цвета и чередовать их форму: «Давай нанижем два красных цилиндра, теперь одну синюю звёздочку» и т. п.
Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей.
Игра «Бассейн для пальчиков»
Вам потребуется: 5-литровая пластиковая бутыль из-под воды, маленькие игрушки (например, из «Киндер-сюрпризов»); кубики, маленькие мячики. Срежьте верхнюю половину бутыли. Вам потребуется только нижняя часть. Чтобы обезопасить руки ребенка от порезов, обклейте поля среза скотчем. Наполните бутыль любой крупой или фасолью, горохом.
Как играть: Спрячьте игрушку в бассейн так, чтобы ребенок не видел, что вы спрятали. Предложите малышу отыскать сюрприз. Когда ребенок освоиться с заданием, увеличьте количество предметов. Играть лучше всего на полу, предварительно расстелив клеенку или простыню. «Купая» свои ручки в таком «бассейне», малыш, скорее всего, будет разбрасывать крупу.
Игра способствует развитию мелкой моторики, получению тактильных ощущений, выполнению массажа пальчиков.
Игра «Золушка»
Вам потребуется: 2 мисочки; фасоль; крупа; сито. Как играть: Если малыш уже знает сказку про Золушку, вы можете попробовать с ним выполнить её работу.
Первый вариант: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими пальчиками. Но тебе поможет сито!» Когда крупы перемешаны, смесь кажется однородной, поэтому результат просеивания покажется ребенку фокусом. Объяснить в чем секрет, можно сначала насыпав в сито чистую манку, а потом рис. Просеянный рис надо пересыпать в заранее приготовленную тарелку. Обязательно порадуйтесь с малышом полученному результату. Похвалите маленькую Золушку.
Второй вариант: Насыпьте немного крупы в миску и перемешайте с фасолью. Ребенок должен вытащить фасоль пальчиками.
Игра учит вниманию, развивает мелкую моторику.
Игра «Письмо на крупе»
Вам потребуется: набор табличек с шершавыми буквами (необязательно); плоский поднос с насыпанной на него крупой; тонкая палочка или деревянная спица.
Как играть: 1. Вначале малыш обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими же пальцами тоже движение на подносе с крупой. Это упражнение можно повторить еще и еще раз, встряхивая поднос после каждого написания.
2. То же самое упражнение можно сделать с помощью палочки.
3. Ребенок рисует на крупе, что ему хочется. Упражнение обычно нравится детям, они и без специально материала с удовольствием пишут буквы пальцем в песочнице, прутиком на земле, тренируя координацию движений и развивая мелкую моторику.
Будьте гибки: если ребенку скучно рисовать буквы, пусть рисует то, что считает нужным.
Игра помогает развить мелкую моторику, подготовить руку к письму.
Фантазия детей безгранична, и фантазия взрослых не должна отставать от детской. Придумывайте занятия вместе и выполняйте их с желанием и радостью. Родителям при этом необходимо помнить, что все способы занять ребёнка дома должны быть игровыми и ни в коем случае не напоминать школьные уроки. Ведь задача дошкольного образования – развить ребёнка, а не научить. Гармонично развитый малыш, придя в школу, научится всему с лёгкостью.