Екатерина Смирнова
Консультация «Адаптационный период и возраст детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Характер поведения в адаптационный период зависит от многих факторов. Один из них – возраст детей.
Дети в возрасте от 10 месяцев до 1,5 лет трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми и взрослыми детьми. Сон их становится прерывистым и беспокойным. Нарушается аппетит ребенка, он часто отказывается от кормления, во время приема пищи наблюдаются случаи рвотных позывов. Разрушаются ранее приобретенные привычки: затормаживается речь, ребенок перестает проситься на горшок и т. д. Можно также отметить и другие регрессивные изменения более глубокого плана: повышение температуры, расстройство функций желудка, изменение кожного покрова и др.
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации чем девочки, поскольку в этот период более привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
На характер адаптации влияет также уровень здоровья ребенка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.
Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.
Кроме всего вышесказанного на процесс адаптации ребенка влияют :
• Достигнутый уровень психического и физического развития
• Состояние здоровья
• Степень закаленности
• Сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками
• Личностные особенности самого малыша
• Уровень тревожности и личностные особенности родителей.
На процесс адаптации сильное влияние оказывают индивидуальные особенности, которые необходимо знать. В раннем возрасте ребенок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Все это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания и в особенности в такой сложный период, каким является период привыкания малыша к жизни в детском саду.
Не следует также забывать, что на поведение и развитие маленького ребенка накладывает отпечаток и состояние его здоровья. Ослабленный, болезненный ребенок, может быть капризным, раздражительным или напротив, вялым и быстро утомляемым. Он вполне может отстать в физическом развитии, иметь меньшие показатели и по росту, и по весу, развитию движений. Все это с особой очевидностью проявляется в первые же дни посещения детского сада. Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям.
На поведение детей накладывает отпечаток и особенности нервной системы, ее тип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением и общительностью. Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят из одного состояния в другое. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один, то другой предмет.
В противоположность легковозбудимым детям есть и такие, которые отличаются спокойным, несколько медлительным характером, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства, и кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако свойственная им заторможенность может в этот период усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, бояться их приближения.