Зифина Нурсаетова
Консультации для воспитателей по организации спортивных занятий с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Консультации для воспитателей.
Нурсаетова З. Г.
Инструктор по физической культуре
МБДОУ №5 г. Лениногорск РТ
Как провести спортивные занятия и упражнения с детьми дошкольного возраста (скольжение но ледяным дорожкам)
Публикация «Консультации для воспитателей по организации спортивных занятий с детьми» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт и дети. Консультации для родителей
- Темочки
1. Начиная с 3-4 лет малыши с удовольствием скользят по льду с поддержкой одного или двух взрослых (с обеих сторон).
2. После того как малыши освоят скольжение по прямой ледяной дорожке длиной 6-10 м, они могут перейти на наклонную дорожку длиной до 20 м.
3. На горизонтальной ледяной дорожке можно поставить флажок и предложить детям доскользить до него с одного толчка («захватить вражеское знамя»).
4. Из палок можно соорудить над дорожкой «дуги» высотой 50 см, которые при скольжении нельзя задевать (игра «Проезжаем в тоннеле»).
5. Положите на ледяную дорожку какой-либо предмет (снежок, кубик) и предложите ребенку во время скольжения нагнуться и поднять его, а на конечном пункте — у флажка — положите его. Делать это нужно без остановок и падений.
6. Детям до 6 лет можно разрешить скатываться на ногах с небольших (до 1 м высотой) деревянных горок.
7. Не разрешайте кататься детям на ледяных дорожках и с горок более 20-30 минут.
Как проводить спортивные занятия и упражнения с детьми дошкольного возраста (городки)
1. Учить детей игре в городки можно с 5 лет, проводя не более двух партий подряд. Если число партий увеличивается, то количество фигур уменьшается - до двух-четырех.
В зависимости от возраста и роста детей длина городков может составить 10, 12 или 14 см, а бит - 40, 45 и 50 см. Та часть биты, за которую берутся рукой, должна быть тоньше и иметь гладкую поверхность, чтобы ее удобно было держать. Для начинающих городошные площадки делают земляными, для хорошо играющих - цементные.
Устраивать городошные площадки следует как можно дальше от площадок для других игр - чтобы случайно не попасть битами или городками в детей, прохожих.
2. Городошные квадраты делают размерами 1 х 1 м, 1,2 х 1,2 м и 1,5 х 1,5 м. У земляного «города» полукон проводится в 2 м от квадрата, кон в 4 м для детей 5 лет, у цементного «города» полукон и кон соответственно в 4 и 8 м (7 лет).
3. Позади квадратов (в 2-3 м от них) сооружается преграда для бит: земляной вал или сетка высотой до 50 см - для безопасности игроков, а также чтобы биты и городки далеко не улетали.
4. При игре «Кто дальше угонит городок» биты бросают с полукона.
5. Не разрешайте детям подходить к игроку ближе чем на 10 м.
6. После упражнений и игр со стоячим городком следуют такие же упражнения и игры с лежачим городком.
7. Тренироваться в метании бит по первым фигурам нужно с полукона.
8. Обучая детей игре в городки, не следует придерживаться определенного порядка в чередовании фигур, как это бывает у взрослых.
9. В этой игре необходимы постоянное присутствие и помощь взрослого.
Как проводить спортивные занятия и упражнения с детьми дошкольного возраста (ходьба на лыжах)
1. Начинать ходить на лыжах можно с 2—3 лет. Научите сначала малыша стоять на лыжах на месте, не теряя устойчивости. Начинающему удобнее кататься в валенках.
2. Ступающий шаг - первая ступенька на пути овладения лыжной ходьбой - совершается так: ребенок поднимает передний конец лыжи, а потом прижимает задний конец и делает шаг вперед. Колени держать слегка согнутыми, подав тело чуть вперед. Руки расставлены в стороны (выполняют роль балансера).
3. При ходьбе на лыжах в морозную погоду приучите малыша вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот.
4. Когда ребенок приобретет первые навыки ходьбы на лыжах (примерно к 5-6 годам, можно натянуть на задник ботинка резинку а концы ее с крючками зацепить за носковый ремень. Нога приобретет устойчивость, и лыжами будет легче управлять.
5. Лыжник должен делать широкий, свободный размашистый шаг.
6. Покажите ребенку, как держать лыжные палки: проденьте руку снизу в ремешок палки так, чтобы ремешок пришелся между большим и указа-тельным пальцами. Палки следует ставить в снег на расстоянии 8—10 см от лыжи под небольшим наклоном. Рука полусогнута не напряжена. Толчок рукой делается энергичный.
7. Если заметите, что при ходьбе ребенок стал плохо сгибать колени, предложите ему упражнение, помогающее восстановить утраченный навык: после разбега, как следует отталкиваясь палками, проехать по инерции под палками, поставленными треугольником - через 2-4 ворот пол ряд.
8. На более крутые горки ступающим шагом не подняться. Поэтому научите малыша подъему следующими (в зависимости от крутизны) способами:
а) «лесенкой» (когда гора совсем крутая) - встать левым боком к горе, поднять левую лыжу, чтобы пятка и носок поднялись невысоко над снегом. Переставить лыжу на полшага в гору и опустить левым ребром на снег. Теперь тяжесть тела с обеих лыж переносится на левую. Таким же способом поднять второю лыжу и переставить почти вплотную к первой. Положение палок: левая - чуть выше левой лыжи, правая - чуть ниже правой лыжи. Лыжи должны стоять ровно;
б) «полуелочкой» - ставить одну ногу прямо, прихлопнуть лыжей по снегу, а вторую лыжу отвести (носок в сторону, лыжа на внутреннем ребре). Тяжесть тела на правой ноге.
9. Способы торможения с горы:
а) «полуплугом» - доехать до середины горы, а затем одну лыжу (первую) поставить на ребро и сводить носки лыж почти вместе. При этом пятка первой лыжи отводится как можно дальше от другой;
б) «плугом» (если потребуется остановиться быстрее) - обе лыжи сводятся носками, а пятки разводятся как можно шире, обе лыжи ставятся на внутреннее ребро.
Спуски и подъемы разучиваются одновременно.
10. Спускаться с гор можно прямо и наискось в основной стойке. Основная стойка - ноги чуть согнуты в коленях, тело чуть наклонено вперед, руки согнуты в локтях. Напомните детям, чтобы они скользили, не напрягаясь, и делали энергичные толчки пятками, помогая движению всем телом. Тогда шаги получаются большими. Второй, скользящий шаг нужно делать только тогда, когда почти затихнет скольжение первого.
11. Игра «Не свали палку». Расставьте на пологом и длинном склоне сверху вниз в 2-3 м друг от друга лыжные палки. Ребята должны объезжать палки то с одной, то с другой стороны, не задевая их. Потом игру можно усложнить: «Кто быстрее спуститься».
12. Дошкольнику рекомендуется кататься с невысокой горы: крутизна склона - до 15, длина ската - до 20 м.
13. Лучше всего проводить занятия до 10-12 часов дня, при температуре от -5-9 до -14-15°С, в безветренную погоду. Продолжительность занятий - от 10 до 15 минут с детьми 3 лет, 15-20 минут - с детьми 4 лет, 20-30 минут - с детьми 5 лет, до 30-35 минут с детьми 6 лет, 2-3 раза в неделю.
Как проводить спортивные занятия и упражнения
с детьми дошкольного возраста (катание на санках)
1. Дети 3-4 лет любят кататься на санках по ровной местности и со снежных гор. Дети 5-6 лет поочередно катают друг друга, подталкивая санки сзади или везя их за веревочку. Самым маленьким подойдет горка высотой 1 м, а дошкольники могут скатываться с 2-метровой горки. Чтобы малышам безопаснее было подниматься на горку, не забудьте посыпать ступеньки песком.
2. Детям не рекомендуется носить санки на горку. Лучше соорудить для этого специальный желоб и везти по нему санки.
3. Следите, чтобы дети не простаивали подолгу в очереди (разгоряченные они могут переохладиться). Во время катания с горки подбадривайте трусишек, одерживайте шалунов, разнообразьте игры, чтобы одна и та же игра не приедалась детям. Но насильно, без желания не заставляйте выполнять упражнения.
4. Разнообразьте катание с горок. Подвесьте веревочку с колокольчиком над горкой на высоте вытянутой руки. Вместо колокольчика можно привязать мяч или ленту (ее нужно снять).
5. Другой вариант: съезжая с горки, дети попадают снежком в цель.
6. Если окажется, что не все дети пришли на горку с санками, не беда - можно кататься и вдвоем. Управляет санками сзади сидящий.
7. Родители, стоя внизу, наблюдают за порядком на горке. Не разрешайте: перебегать горку с одной стороны на другою по скату, останавливаться после спуска. Учите, как садиться на санки (садиться нужно посередине санок, ноги вытянуть вперед).
8. Если наступит оттепель и кататься с горок будет нельзя, предложите малышам игру в снежки «Чей снежок самый меткий». Установив какой-либо предмет, предложите ребятам попасть в него с расстояния 7-10 м. Разнообразьте игры: «Чей снежок улетит дальше», «Кто бросит снежок выше всех».
Список используемой литературы:
1. Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
2. Литвинова О. М. Система физического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
3. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.