Лариса Козионова
Консультации для родителей по развитию речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Как хорошо уметь читать!
Консультация для родителей, желающих научить ребенка читать.
Многие родители хотят, чтобы их ребенок был самым умным, образованным, начитанным, чем покорял всех окружающих. Современная школа диктует свои условия: «В школу должен прийти читающий ребенок!». Что же должен уметь ребенок, чтобы приступить к обучению чтению? Какими навыками должен обладать?
Публикация «Консультации для родителей по развитию речи детей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Зрительно-пространственное восприятие помогает узнавать и отличать буквы друг от друга, определять направление слева направо и сверху вниз.
Зрительное внимание и память способствуют удержанию в памяти образа буквы и порядок ее написания.
Слуховое восприятие необходимо для различения между собой звуков речи.
Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку:
- услышать и правильно повторить звук;
- соотнести звук с буквой;
- правильно подобрать букву к звуку;
- написать букву и правильно прочитать ее.
Способность к языковому анализу и синтезу помогает:
- выделять звук из потока звуков, слогов, слов;
- соединять звуки в слог;
- составлять из слогов слова;
- из слов предложения.
В идеале учить читать ребенка должен специалист, но многие мамочки стремятся сделать это сами. Для успешного обучения чтению ребенок должен правильно произносить все звуки речи, поэтому, если нарушений звукопроизношения нет, можно начинать с 4 лет.
Предлагаем несколько советов для достижения положительных результатов:
1. Начинайте знакомить ребенка со звуками с гласных (они «поются», тянутся, «гласят»). При их произнесении нет преград, воздух выходит легко и свободно. Сравните их с согласными (П, (Т, их нельзя пропеть, протянуть, их называют – согласные. При их произнесении во рту создается преграда (губы – М, губы-зубы – В, зубы - язык – С и т. д.).
Названия букв произносите кратко, как звуки – (б, (м, а не Бэ, Мэ.
2. Учите ребенка слушать и слышать каждый звук и выделять его из потока других. Для этого можно использовать следующие упражнения: «Хлопни, если услышишь звук (а) среди других звуков, слогов».
- Найди и назови картинки, в названии которых есть заданный звук.
- Назови 3-4 слова со звуком (а) в начале.
И так со всеми звуками.
3. Познакомьте с буквой, обозначающей изучаемый звук. Звуки мы произносим и слышим, а буквы – видим и пишем.
- Какой звук я произнесла?
- Найди нужную букву. На что она похожа?
- Слепи букву из пластилина, нарисуй, выложи из крупы, палочек;
- Сколько палочек нужно для этой буквы? Какие еще элементы необходимы?
- Найди и покажи эту букву среди других;
- Зачеркни все буквы А.
4. Учите слушать и определять место звука в слове. Для этого можно взять полоску бумаги, разделить ее на три части – начало, середина и конец слова соответственно.
- Произнеси слово «аист». Какой первый звук в этом слове? (положить кружок красного цвета (гласный) в первую часть полоски. Согласные обозначаем синим (твердые) и зеленым цветом (мягкие).
5. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков.
- Легко ли понять друг друга, если мы будем говорить по звукам: «М-е-н-я-з-о-в-у-т-К-а-т-я». Мы так не говорим. Все звуки в нашей речи «дружат» между собой. Поэтому, когда мы читаем звуки не рассыпаются.
Обучение чтению начинается с чтения слогов: открытых и закрытых. Все звуки нужно произносить слитно.
- при открытом слоге: «Сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произноси второй – ПА»;
- при закрытом слоге: «Произнеси первый звук и, потянув его, произнеси сразу второй – АП».
Запомните:
- звуки (ж, (ш, (ц) – всегда твердые;
- звуки (ч, (щ) – всегда мягкие;
- звук (й) – мягкий согласный
Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.
Читая с ребенком первые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитанного. Например: прочитали слово, попросите ребенка найти соответствующую картинку.
Учитывая данные советы, прилагая усилия и терпение, ваш ребенок непременно овладеет навыками чтения.
Желаю удачи!
Звуко – буквенный анализ.
Что нужно знать, чтобы правильно выполнять?
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста
Большинство родителей предполагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников и младших школьников при обучении грамоте. Причиной этого может быть педагогическая запущенность, отсутствие желания и привычки заниматься, сниженное внимание, трудности в поведении ребенка. Но, как показывает практика, основной причиной является нарушение фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа.
Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове. Звуковой анализ и синтез основывается на фонематическом восприятии. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать фонемы (звуки речи) и определять звуковой состав слова. Без специального обучения, без помощи взрослых детям сложно освоить звуковой анализ и синтез. Задача логопеда и родителей – оказать детям максимальную помощь.
Часто взрослые, обучая ребенка звуковому анализу или чтению, допускают ошибки: путают понятия «звук» и «буква», предлагают для анализа или чтения слишком сложные слова и др. Для того, чтобы избежать таких ошибок, родителям необходимо владеть следующими знаниями.
Детям сложно усвоить такие понятия как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игры.
Например, для того, чтобы научить ребенка определять наличие либо отсутствие звука в слове, можно использовать игры-звукоподражания. ( Летят жуки и жужжат: жжж. Спой песенку жука. Улетели жуки, а их песенка осталась: жжж. Песенка жука осталась в слове жук. Послушай, как я спою эту песенку: жжжук. Спой песенку жука в других словах: жжжираф, лыжжжи, и др.)
Общее правило работы по формированию навыков звукового анализа: соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова, полный звуковой анализ.
Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:
• Сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком.
• Затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук.
• Действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
• Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков или кружочков, равных по количеству звукам в слове.
• Ребёнок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы.
• Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки.
• Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ на основе громкого проговаривания.
• В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.
Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава?
Существует четкая последовательность предъявления звуков и слов. Сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец слова для таких звуков — позиция сильная, и они звучат отчетливо. Трудны для выделения в начале слова взрывные звуки К, Г. На этапе обучения звуковому анализу рекомендована к использованию такая последовательность позиций анализируемых звуков.
Для узнавания звука в слове:
• ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине, слова);
• согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки Р, Л, М, Н или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);
• любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).
Для определения первого звука в слове:
• ударные гласные;
• сонорные согласные;
• щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ;
• остальные согласные звуки.
Для определения последнего звука:
• ударные гласные;
• сонорные согласные;
• щелевые согласные.
Порядок анализируемых слов следующий:
• слова из двух гласных (типа ау);
• слова из двух звуков (типа ум);
• слова из трех звуков (типа рак);
• слова из двух открытых слогов (типа мама);
• слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);
• слова из одного слога со стечением согласных (типа стол);
• слова из двух слогов (типа сумка);
• слова из трех открытых слогов (типа корова).
Правильно ли говорит Ваш ребенок?
Консультация для родителей, желающих проверить звукопроизношение.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей : четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная.
К двум годам словарный запас ребенка достигает 250 – 300 слов, появляется простая фраза, состоящая из 2-3 слов.
В три года в активном словаре ребенка 800 – 1000 слов. Речь становится полноценным средством общения. Происходят изменения и со стороны звукопроизношения: дети правильно произносят все звуки, включая К, Кь, Г, Гь, Х, Хь, С, Сь, З, Зь, Ц и Ль. Допускается неправильное произношение шипящих и сонорных звуков.
В четыре года словарный запас насчитывает 1500 – 1900 слов. Ребенок использует в своей речи все части речи. Правильно согласовывает слова в предложении. Начинает правильно произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Нормой считается неправильное произношение сонорных Л, Р, Рь.
К пяти годам активный словарь увеличивается до 2500 – 3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза. При нормальном развитии в 5 лет ребенок правильно произносит все звуки родного языка. Владеет грамматическим строем речи.
В настоящее время наблюдается рост числа детей с нарушениями речи (83%). Чаще всего нарушения касаются свистящих [c, сь, з, зь, ц], шипящих [ш, ж, ч, щ], сонорных звуков [р, рь, л, ль], реже заднеязычные [к, кь, г, гь, х, хь], переднеязычные [т, ть, д, дь].
Родители могут сами проверить правильность произношения детьми звуков. Для этого нужно дать ребенку простое задание: «Назови предмет на картинке». Картинки подбираются так, чтобы проверяемый звук находился в трех: в начале, в середине и в конце слова.
Рекомендуемый примерный ряд картинок (слов) :
• Звук «с» — суп, сова, коса, усы, нос, лес.
• Звук «сь» — семь, синий, осина, гусь.
• Звук «з» — зубы, зонт, коза, язык.
• Звук «зь» — зима, вези, магазин, газета.
• Звук «ц» — цапля, цепь, лицо, молодец.
• Звук «ш» — шина, шуба, мышата, камыш.
• Звук «ж» — жаба, жук, одежда, ножи.
• Звук «щ» — щука, щавель, ящик, вещь, лещ.
• Звук «ч» — чайник, ночка, мяч, дочь, ночь.
• Звук «л» — лук, лак, пила, молоко, пол, дятел.
• Звук «ль» — липа, лев, малина, пыль.
• Звук «р» — рак, корова, пар, комар.
• Звук «рь» — река, рёв, орехи, дверь, фонарь.
Нужно иметь в виду, что звонкие парные согласные звуки в конце слова, а также перед глухим согласным оглушается (то есть [ж], например, будет звучать, как [ш]; словно нож – как нош, словно ножка - как ношка и т. п.).
Результаты проверки желательно записать. Например, “р” и “рь” отсутствуют; “л” заменяет на “в” : говорит “вак” вместо “лак”; “ль” отсутствует; “с”, “сь”, “з”, “зь” говорит чисто; “ш”, “ж” ,“ч”, “щ” заменяет на мягкие свистящие: “шуба” — “сюба”, “жук” — “зюк”, “чай” — “тяй”, “щенок” — “сенок”.
Бывает так, что в речи ребенок звук не произносит или произносит дефектно, а изолированно звук правильный. Для проверки наличия в речи изолированных звуков можно использовать звукоподражания. Попросить ребенка повторить:
Ввв – воет ветер, вьюга
Ммм – мычит корова
Ннн – ноет Нонна
Ффф – выходит воздух из шара
Ссс – насос свистит
Сссь – бежит вода
Ззз – звенит большой комар
Зззь – звенит маленький комарик
Шшш – шипит змея
Жжж – жужжит жук
Щщщ – шум щетки Ччч – стрекочет кузнечик
Ллл – гудит большой самолет
Ллль – гудит маленький самолетик
Ппп – пыхтит паровоз
Ббб – бренчит крышка на чайнике
Ддд – строчит пулемет
Ттт – стучит молоток
Ккк – капает дождь
Ггг – гогочет гусь
Ххх – греем руки
Ттть – тикают часы
Если вы выяснили, что изолированно ребенок звук произносит правильно, то можно отрабатывать (автоматизировать) звук самостоятельно после консультации с логопедом.
Учитель-логопед
Козионова Лариса Викторовна