Cветлана Ворончихина
Конструкторы LEGO как средство развития мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкторы LEGO на сегодняшний день являются незаменимым материалом для занятий в дошкольных учреждениях. В педагогике технология ЛЕГО-конструирования примечательна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
Используя конструкторы серии «LEGO», педагог может ставить перед дошкольниками понятные для них цели и в то же время интересные им. Таким образом, в игре, не замечая того, они обучаются, приобретают необходимые знания, умения и навыки.
Публикация «Конструкторы LEGO как средство развития мышления дошкольников» размещена в разделах
Любой конструктор «LEGO» обладает очень важными для развития ребё нка-дошкольника возможностями.
Н. Ю. Лавкина выделяет следующие преимущества LEGO-конструкторов :
широкие технические характеристики;
многофункциональность;
эстетический внешний вид;
возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность».
Все вышеперечисленные возможности говорят об универсальности LEGO-конструкторов. Кроме того, они позволяют каждому ребёнку проявить свою индивидуальность. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами.
Конструкторы LEGO :
1. являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
2. позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
3. формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
4. объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день, конструкторы LEGO активно используются воспитанниками в разных детских садах как в игровой деятельности, так и в специально организованных занятиях, направленных на развитие различных способностей дошкольников, в том числе математических.
С LEGO конструированием детей желательно начинать знакомить со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира
С детьми 4-5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
LEGO способствует развитию мелкой моторики.
Соединение и рассоединение деталей разных размеров и форм требует от ребёнка усилий, различных по направленности, силе и длительности, тем самым отлично тренируя руку, готовя её к письму, а также способствуя развитию мышления малыша. Таким образом, пока дети присоединяют детальки друг к другу, их мышцы развиваются, ловкость пальцев тоже, а за всем этим активно подтягивается, между прочим, речевой аппарат.
LEGO развивает креативность и нестандартное мышление.
Придумывая собственные модели, дети учатся сочетать детали разных форм, цветов и размеров. Играя в LEGO самостоятельно, малыши могут создавать самые разные модели, начиная от домика фермера, заканчивая инопланетным космическим кораблём. При этом у детей почти нет ограничений по виду и конструкции моделей, а значит, и нет страха сделать что-то неправильно. Именно эти условия и создают атмосферу для развития воображения и креативности.
LEGO развивает внимание, умение планировать и решать проблемы.
Создавая модели, дети учатся планировать свою деятельность, находить и решать проблемы, происходит развитие произвольного внимания. При создании модели по инструкции малыш учится читать схемы, разбивать задачу на шаги и следить за их выполнением. При встрече с проблемой, ребёнку приходится перепроверить предыдущие шаги и проанализировать, где была допущена ошибка. Все эти навыки ещё не раз пригодятся ребёнку в школе и во взрослой жизни.
LEGO развивает пространственное и логическое мышление.
Создавая модели самостоятельно и по схеме, а также с участием взрослых, ребёнок постепенно знакомится с понятиями цвета, размера, формы и постоянно имеет возможность использовать эти знания. Все эти и многие другие открытия позволяют ребёнку заложить прочную базу для последующего обучения математике и физике, а также формирует познавательную мотивацию.
LEGO способствует развитию речи ребёнка.
Играя в конструктор в компании сверстников или взрослого, ребёнок учится объяснять свои идеи, описывать процесс конструирования и затруднения, которые встретились на пути. Словарный запас ребёнка пополняется за счё т обсуждения моделей: например, малыш обнаруживает, что спереди у машины есть капот, место, куда заливают бензин, называется топливный бак, а вещи водитель может складывать в багажник. Используя разные сюжеты и сильное желание поделиться своими идеями, ребёнок, сам того не замечая, начинает использовать всё больше и больше новых слов и выражений.
Но для более эффективного использования Лего-конструирования специалисты, изучающие этот вопрос, рекомендуют воспитателям соблюдать условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста.
Так, Е. В. Фешина выделяет три таких условия.
1. Ссоздание для дошкольников среды, формирующей знания о конструкторской деятельности, развивающей навыки конструирования и конструкторские способности. Такая пространственная среда необходима для более эффективного развития мышления в рамках LEGO-конструирования. Подобная среда для LEGO-конструирования обязательно должна включать в себя: предмет деятельности дошкольников; персональные LEGOьконструкторы; аналоги LEGO-конструкторов; дидактические материалы по LEGO-конструированию.
LEGO-конструирование поможет построить работу с дошкольниками таким образом, чтобы все дети справились с поставленной задачей, чтобы каждый ребёнок получил свой результат. Дошкольники обязательно должны презентовать продукт своего строительства, показать его сверстникам, воспитателю, родителям, рассказать о своей поделке. С этой целью можно организовать и выставку детских конструкторов.
2. Включение LEGO-конструктора в различные виды деятельности:
В образовательной деятельности. В данном случае LEGO-конструкторы могут выступать в роли дополнительного материала наглядного или практического.
в самостоятельной деятельности. При самостоятельной деятельности детей LEGO -конструкторы могут применяться в виде дидактической игры. При этом до начала конструирования воспитатель даёт детям задание, ставит перед ними задачи и цели.
в сюжетно-ролевой игре.
в театрализованной игре.
в совместной деятельности со сверстниками или взрослыми. LEGO-конструирование как средство развития
3. Организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства.
Таким образом, LEGO конструирование по праву можно назвать не просто средством развития мышления дошкольников, а многофункциональным средством, которое позволяет воспитателю решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что то новое и полезное; развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развить воображение и творческое мышление.