Бакшеева Татьяна Сергеевна
Конструктивное взаимодействие с подростками
▼ Скачать + Заказать документы
Тема нашего общения «Конструктивное взаимодействие с подростками».
Хочется начать словами (на доске).
Пристанью для корабля служит гавань, а для жизни семья (Пифагор).
Конструктивное взаимодействие - это целенаправленная, построенная на гибких установках и взглядах, на понимании индивидуальных особенностей партнера совместная деятельность заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социально-значимому результату.
Публикация «Конструктивное взаимодействие с подростками» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Основным показателем развития личности подростка является степень его умения адаптироваться в социуме, быть активным. В данной атмосфере всеобщей конкуренции важным является формирование социальной активности у детей и подростков, приобретение умений, позволяющих конструктивно решать возникающие трудные жизненные вопросы, так как процесс преодоления противоречий - один из этапов совершенствования системы взаимоотношений.
Обучение сотрудничеству (совместной деятельности) как наиболее эффективному способу взаимодействия подразумевает формирование необходимых умений. Под умением сотрудничать понимается качество личности, в основе которой лежат наличие осознания взаимодействующими сторонами единой цели и склонность к ее достижению совместными усилиями, где условием успеха каждого является успех остальных.
Подростковый возраст - это, пожалуй, самый трудный период в жизни человека. В это время подросток должен решить сложные задачи. Он учится общаться с людьми за пределами своей семьи, самостоятельно строить отношения. Он ищет свое место в группе сверстников, учится отстаивать свои интересы, выражать свои желания, создавать искренние, открытые взаимоотношения, понимать других, решать конфликты.
И родители с тревогой ожидают приближения подросткового возраста у своих детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и страшные истории о подростковом алкоголизме и наркомании, сексуальной распущенности и повышенной агрессивности. Да, действительно, мир полон соблазнов, в том числе и опасных. И родителям очень хочется оградить ребенка от всех неприятностей любой ценой.
Но нужно помнить, что попытки сексуального контакта подростков вызваны жаждой тепла и близости, а так пугающая нас агрессивность - это ни что иное, как отчаянная попытка скрыть свою уязвимость. Уход же в наркотики, алкоголь или компьютерные игры, желание «забыться», попасть в другую реальность вызваны невозможностью находиться в той реальности, которая создается ближайшим окружением, дома.
Вместо того чтобы окружать подростков стеной из запретов и ограничений, создайте отношения, в основе которых будут любовь, доверие, принятие и бескорыстная помощь. Чуткое и внимательное отношение со стороны взрослых поможет пережить подростку все трудности, связанные с этим тревожным возрастом. А ваше доверие и взаимное уважение послужит образцом отношений для него в будущем.
Подросток очень раним в это время. Отсюда его раздражительность. Он придает очень большое значение отношениям со сверстниками, поэтому постарайтесь не критиковать его друзей, даже если в вашем представлении они не самые достойные люди.
Это возраст, когда он должен отделиться от родителей психологически, чтобы успешно выйти во взрослую жизнь, построить собственный независимый внутренний мир.
Подростки, взрослея, вправе ожидать от родителей мудрых советов, и для того, чтобы внять им, необходимо взаимное доверие. Они не будут доверять старшим, если те не искренни с ними. Дети очень чувствительны к фальши и легко ее распознают. Если доверие потеряно, восстановить его будет трудно.
Взрослые должны уважать границы личного пространства своих детей. Подростку очень важно оставлять за собой право выбора - кого впускать в свою личную жизнь. При достаточной степени доверия вы будете в курсе того, что с ним происходит. А принимая решения за него, вы лишаете его возможности научиться самостоятельности и ответственности.
Для того чтобы заложить основы будущих перемен в ваших отношениях, воспользуйтесь несколькими советами:
Блок А.
1. Изложите сыну свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.
2. Покажите свою готовность слушать и понимать (без критики и осуждения). Дайте понять ребенку, что он может обсуждать с вами любые вопросы.
3. Помните, что подросток вовсе не должен следовать вашим советам, он имеет право на собственное мнение.
4. Давайте ему возможность выбора, уважайте его. Только так он научится принимать решения и отвечать за них.
5. Хвалите своего ребенка! Это поддержит в нем уверенность в собственных силах.
6. Любите его и говорите об этом! Дети должны чувствовать любовь и поддержку родителей.
Блок В.
1. Развивайте умения анализировать.
При анализе ситуации рассматриваются + и -, самое главное это опыт.
2. Принимайте чувства подростка.
Вместо того чтоб давать советы.
А) идентифицируйте мысли и чувства.
«Судя по всему, ты просто переживаешь из-за данной ситуации».
Б) Реагируйте на чувства словами или междометиями.
«»ЭЭЭх!
В) Предложите в виде фантазии, то чего вы не можете дать в реальности.
«А здорово бы было, если…».
Г) Посочувствуйте, одновременно внося коррективы в поведения.
«Я понимаю, но проблема в том, они на тебя рассчитывают».
3. Поощряйте сотрудничество.
А) Опишите проблему
«Когда у тебя., невозможно ничего написать.».
Б) Опишите свои мысли и чувства.
«У меня от такого шума болит голова».
В) Проинформировать
«Частые., могут повредить».
Г) Предложите выбор.
«Что тебе больше подходит: 2 варианта ответа».
Д) Сказать одним словом.
«Стук».
Е) Сделать что-нибудь неожиданное.
Закрыть уши, жестом показать.
Ж) Изложить в письменном виде.
К) Озвучить свои жизненные ценности и ожидания.
«Нам всем следует задумываться к чему…»
Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми и в дальнейшем развитие новых, конструктивных форм поведения.
Подростковый период будет считаться успешно завершенным в том случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь устойчивую самооценку и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том или ином случае. И в этом лучше всего можете помочь ему вы, любящие родители.
Вывод: Конструктивное взаимодействие с подростками – это, прежде всего психологическая готовность родителей к свободному и ответственному поведению детей. Это личностная свобода и готовность самих родителей предоставить детям самостоятельность, это знание психологических особенностей не только подросткового возраста, но и знание личностных особенностей своих детей, и, наконец, это овладение конкретными психологическими навыками общения с детьми и подростками, такими, которые делают отношения с детьми искренними и открытыми. Позволяете формировать у подростков желание совместно разрешать трудные ситуации, возникающие при взаимодействии; вырабатывать у них активную жизненную позицию, направленную на устранение встречающихся трудностей посредством поиска конструктивных путей выхода из создавшейся ситуации; снизить уровень деструктивной направленности в поведении, что помогает активизировать процесс формирования у них умения сотрудничать.