Татьяна Долгова
Конструктивно-модельная деятельность в ДОУ с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения в этом перечне занимает одно из центральных мест. Начиная с середины двадцатого века, врачи отмечают небывалый рост числа заболеваний органов зрения, вызванных неблагоприятной средой обитания, гиподинамией, появлением компьютеров и других «благ» современной цивилизации, изменением рациона питания и появлением продуктов генной инженерии, а также недостатком знаний о причинах нарушения зрения и мерах профилактики.
Публикация «Конструктивно-модельная деятельность в ДОУ с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ребенок, находясь в роли субъекта образовательного процесса, испытывает значительные трудности. Любые нарушения ведут к снижению базовых зрительных функций, снижается количество и качество воспринимаемой информации.
Для предупреждения негативных последствий снижения зрения и оптимизации деятельности зрительного анализатора с детьми следует проводить специальные занятия. В проведении этой работы необходим постоянный творческий контакт воспитателей и медицинских работников.
Результатом работы должна стать стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.
В настоящее время я работаю с детьми с нарушением зрения. Ранее (в течении 15 лет) осуществляла свою педагогическую деятельность по технологии Н. М. Крыловой и В. Т. Ивановой «Детский сад—дом радости». Обучая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом их индивидуальных возможностей, я пришла к выводу, что мой опыт работы по конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста можно использовать в работе с детьми с нарушением зрения. Почему?
«Конструирование имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности, осуществляется работа по формированию у детей реальных образов предметов окружающего мира» (Л. И. Плаксина).
Значение конструктивной деятельности в работе с детьми с ОВЗ :
1. Всем детям с нарушением зрения полезно играть с различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного (способность пространственного восприятия двумя глазами) и развития стереоскопического (объемного, глубинного) зрения.
2. Использование разных конструкторов при проведении педагогической коррекции помогает решать многие проблемы «амблиопичного глаза» : стимуляция цветом, формирование сенсорных эталонов формы, величины, цвета, пространственных отношений, развитие глазомера, идет познание во взаимодействии вещей в пространстве и т. д.
3. Накапливается богатый сенсорный опыт, а эффективное использование двигательно-тактильной чувствительности в какой-то мере компенсирует недостаток зрения.
4. Конструктивная деятельность способствует целостному развитию ребенка, потому что ребенок думает, пока работают руки… (В. Г. Нечаева). Эволюция восприятия пространства ребенком начинается с действий, когда ребенок отыскивает сенсорный образ, осознает образование разных планов глубины. Формируется мыслительная деятельность (укрепление взаимосвязи между действием, словом и образом, развивается логическое мышление.
5. 5. Сооружение построек позволяет удовлетворить потребность ребенка с нарушением зрения в движениях. Начиная строить, дети переносят строительный материал к месту стройки, затрачивают известные физические усилия, размещают его на полу или на столе; при этом активно действуют их руки; дети переходят с места на место, наклоняются…
6. В играх с мелким строительным материалом развивается мелкая мускулатура рук.
7. В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества коммуникабельной личности: умение договариваться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища или настоять на своем, формируется умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Успешно решаются задачи воспитания инициативы, активности, находчивости и развития их художественного вкуса.
8. Осуществляется развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
В своей педагогической деятельности я много внимания уделяла созданию условий для развития у детей конструктивных навыков и вовлечению их в строительные игры. Для этого у нас создана соответствующая предметно- пространственная среда, где ребенок всегда может заняться любимым делом, выбрать необходимые материалы и создать для себя игровое пространство.
В группе есть большой выбор деревянных (на каждого ребенка) и пластмассовых конструкторов, дополнительные материалы для игры- дороги, пластины, клумбы, цветы, деревья, кусты, фонари и др. (все это создано как самими детьми, так и взрослыми). Есть большая подборка картинок и открыток разных зданий, схемы- образцы построек из деревянного конструктора.
Наборы конструкторов на каждого ребенка
Дополнительные пластины для создания построек,
матрешки для режиссерской игры.
Разные деревья, используемые для украшения игрового пространства.
Наборы диких, домашних зверей и птиц;
корм для животных.
Разные машины для режиссерской игры.
Вывески для зданий.
Подборка фото, картинок, схем построек.
Фонари, сосны из бросового и природного материала.
Дети самостоятельно наводят порядок в коробках с конструкторами, складывая детали по ранее обговоренной схеме.