Марина Ананникова
Конструктивно-модельная деятельность как инструмент развития личности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт из опыта работы МДОУ «Детский сад № 39 «Скворушка»
Подготовила:
Ананникова М. В., старший воспитатель
Мир становится умнее. А что можем предложить поумневшему миру мы, педагоги-дошкольники. Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельностью детей. Конструктивно-модельная деятельность – это простой и практико-ориентированный инструмент для активного творческого и вдохновляющего обучения.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
В нашем детском саду уделяется особое внимание конструктивной деятельности воспитанников, главной целью которой является вовлечение детей в научно-техническое творчество.
За последние годы развивающая среда значительно обновилась новыми разнообразными, современными конструкторами. Виды конструкторов учитывают возрастные особенности воспитанников: от конструкторов с крупными деталями для младших дошкольников, до конструкторов с мелкими деталями и более сложными для старших детей.
Использование конструктивной деятельности в группах раннего и младшего дошкольного возраста позволяет закреплять и расширять сенсорные представления детей. Очень хорошо для этой цели подходят наборы из конструктора «Дары Фрёбеля», посредством которого мы не только закрепляем у детей сенсорные способности, а так же развиваем познавательно-исследовательскую деятельность. (Например, предложить ребёнку выяснить какая фигура катится, а какая нет) С помощью конструктора у ребят закрепляются знания об основных цветах и их оттенках, представления о форме и величине, дети учатся ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции.
С переходом в среднюю группу уголок конструктивно-модельной деятельности значительно пополняется. Это деревянный конструктор «Томик», конструкторы «LEGO», крупный напольный строительный материал, конструктор «ТИКО», магнитный конструктор. В старших дошкольных группах используется конструктор нового поколения «LEGOWEDO», КРЕЗИ МОТОР КИТ. Особый интерес у детей вызывает РОБОМЫШЬ, которая является программируемым роботом. Именно с этого робота началась в детском саду работа по формированию у детей инженерного мышления. Так, программируя робота, планируется направление движения мыши при помощи алгоритма, т. е. дети учатся строить алгоритм и программировать мышь. Такое разнообразие конструкторов позволяет воплощать любые замыслы детей.
Работа с детьми по формированию навыков конструктивно-модельной деятельности ДОУ, включает такие формы работы как:
- образовательная деятельность по конструированию в соответствии с ФОП ДО;
- функционирование кружка «Роботёнок»;
- организация конкурсов и выставок работ детского технического творчества «Легознайки»;
- кратковременные образовательные практики;
-решение задач технической направленности (старший дошкольный возраст);
- самостоятельная конструктивная деятельность.
Повышению профессионального мастерства воспитателей способствовали онлайн вебинары и онлайн семинары, организация и проведение мастер-классов в ДОУ, реализация долгосрочного проекта от «Фрёбеля до Робота», основная идея которого, показать эволюцию видов конструкторов: от деревянных кубиков «Дары Фрёбеля» до конструкторов и робототехники.
Расширяя рамки сотрудничества с МОУ СОШ № 1, заключили договор о сетевом взаимодействии с «Точкой роста» с целью проведения совместных мероприятий и оказания консультативной и методической помощи педагогам и дошкольникам нашего учреждении.
В октябре дети старшей и подготовительной групп были приглашены на первое занятие в МОУ СОШ № 1, на котором под руководством учителя Буряниной Екатерины Алексеевны дети собирали робота-утёнка. Некоторые дети хорошо справились с поставленной целью, некоторым не хватило времени, но все ребята получили массу положительных эмоций и желание заниматься в кружках по роботостроению.
В ноябре Екатерина Алексеевна посетила наше дошкольное учреждение и провела мастер-класс для воспитателей «Робототехника — это игра и не только». Следующая встреча, которая состоится в январе будет направлена на организацию наставничества: дети школьники будут помогать нашим воспитанникам глубже погружаться в мир робототехники.
Работа с родителями является важным моментов в вопросах развития конструктивно-модельной деятельности. В рамках проведения педагогического совета для родителей было предложено анкетирование «Значение конструирования в жизни ребёнка». 95 % родителей уделяют значительное внимание развитию конструктивно-технических навыков у дошкольников. Поэтому приняли активное участие в акциях технической направленности «Мама+папа+я= техническая семья». Родители совместно с детьми представили на выставку поделки из бросового материала с движущимися элементами («Мельница», «Карусель», «Автомобиль» и т. д.)
Акция «С миру по нитке» способствовала пополнению уголков конструктивно-модельной деятельности, используя различный бросовыйматериал.
Таким образом, система работы, проводимая в нашем учреждении по формированию основ инженерного мышления у детей посредством конструктивно-модельной деятельности и робототехники:
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Профессия инженера вошла в тройку самых востребованных на рынке труда в РФ.
Инженер — конструктор может дом надёжный возвести.
Инженер — сантехник может воду к дому подвести.
Инженеры могут строить самолёты, корабли.
И железные дороги инженеры провели.
Могут строить телебашни, и красивые мосты.
Если станешь инженером,
Очень нужен будешь ты!