Татьяна Кондрышева
Конструкт занятия «Свойства и использование резины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт
Интегрированной непосредственно образовательной деятельности.
«Свойства, использование резины»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Форма совместной деятельности: Интегрированной непосредственно образовательной деятельности.
Организационно- методическая информация
№ п/п Организационно-методическая
информация Содержание
1 Тема образовательной деятельности Опыты с резиной
2 Доминирующая
образовательная область Познавательное и речевое развитие
Публикация «Конструкт занятия „Свойства и использование резины“» размещена в разделах
3 Виды деятельности детей Игровая: построение НОД в виде игры «Мы-ученые»
Игра малой подвижности «Здравствуй, правая рука…»
Физминутка с мячом «Назови резиновые предметы»
Познавательно-исследовательская: опытно-экспериментальная деятельность в ходе НОД,
Коммуникативная: обобщение, сравнение, выводы в процессе экспериментирования.
Восприятие художественной литературы: стихотворение В. Баранова «Резина»; отгадывание загадок.
4 Методы и приемы реализации
содержания занятия Общепедагогические методы и приемы:
Методы формирования сознания
Организационный момент. Рассказ о резиновом дереве гевея, показ иллюстрации.
Художественное слово. Стихотворение В. Баранова «Резина».
Алгоритмы для составления модели этапов деятельности
Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Беседа о свойствах резины, обращение к опыту детей.
Методы и приемы реализации содержания занятия.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования, разъяснение опытов, использование раздаточного материала.
Методы стимулирования и мотивация деятельности: наглядность, проблемные, занимательные и игровые ситуации, методы поощрения, сюрпризный момент.
5 Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие: взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе экспериментальной деятельности.
Познавательное развитие: получение информации о новых опытах, их значение и способ выполнения
Речевое развитие: восприятие наглядно-иллюстративного материала, развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Физическое развитие: выполнение двигательных задании и упражнений.
Художественно-эстетическое развитие: реализация самостоятельной творческой деятельности
6 Возрастная группа Старшая группа (5-6 лет)
7 Цель Создать условия для развития поисково-исследовательской активности детей через экспериментирование с резиновыми предметами.
8 Задачи Планируемые результаты
Образовательные.
Знакомство с веществом, материалом - резиной, ее происхождением, свойствами, использовании. Обогащение словаря прилагательными, упражнение в образовании родственных слов, закрепление употребления предлогов. Составление описательного рассказа по опорной схеме. Сформированы первичные представления детей о происхождении, свойствах и использовании резины.
Обогащение словаря прилагательными, родственными словами, умеют употреблять предлоги.
Сформировано умение в составлении описательного рассказа по опорной схеме.
Развивающие.
Развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления, познавательного интерес, наблюдательность. Проявление познавательного интереса, наблюдательности, внимание сосредоточенно, развита ориентировка в пространстве.
Воспитательные.
Умение взаимодействовать в паре, договариваться. Развитие умения самостоятельно (или с небольшой помощью взрослого) осуществлять практические действия. Воспитание аккуратности в работе, соблюдение правил техники безопасности Сформирована потребность в общении со взрослыми и сверстниками в процессе экспериментальной деятельности, охотно вступает в беседу, проявляет исследовательскую активность в процессе приобретения собственного познавательного опыта, умеет сравнивать, обобщать и делать выводы. Умеет взаимодействовать в паре, договариваться, самостоятельно или с небольшой помощью осуществляет практические действия. Соблюдает правила безопасной работы с материалами и инструментами.
Здоровьесберегающие.
Средствами дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики, физкультминуток сберегать здоровье детей. Сформировано умение выполнять пальчиковую гимнастику, физкультминутку, согласовывает движения с речью.
9 Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Демонстрационный материал.
Непрозрачный пакет с резиновыми игрушки (для организационного момента). Демонстрационная картинка «В магазине резиновых игрушек» (для развития внимания, закрепления предлогов, ориентировки на плоскости).
Иллюстрации резинового дерева ГЕВЕЯ.
Таблица-схема «Правила поведения в лаборатории. Можно-нельзя»
Опорная схема для составления описательного рассказа, указка.
Резиновый большой мяч (для физминутки)
Для продуктивной деятельности: пара резиновых перчаток (на тарелочках, ножницы, емкости с водой, воздушные шарики.
Ход НОД
№ Этап Содержание Примечание
1 Вводная часть
1.1 Введение
в тему
Игра малой подвижности
Здравствуй, правая рука (вытягивают правую руку,
Здравствуй, левая рука (вытягивают левую руку,
Здравствуй, друг (берутся с соседями правой рукой,
Здравствуй, друг (берутся с соседями левой рукой,
Здравствуй, здравствуй, дружный круг (качают руками,
Можем маленькими быть (присаживаются, не рассжимая рук,
И большими можем быть (встают, не рассжимая рук)
И один никто не будет.
Детям предлагается опустить руку в пакет и на ощупь определить, что у них в руках.
В пакете находятся игрушки, которые можно определить на ощупь. Предметы выкладываются на поднос. Дети выполняют движения, согласовывая их со словами.
Дети стоят в кругу и достают по очереди игрушки из пакета.
1. 2 Мотивация деятельности детей Создать ситуацию успеха: Дать возможность ребенку почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, ощутить успешность, самостоятельность, предоставления выбора свободы.
Что связывает эти предметы? Из чего они сделаны?
Вот об этом материале мы и поговорим.
Детям предлагается садиться за столы.
Перчатки и шланги, шары и сапожки,
Чтоб в дождь не намокли любимые ножки.
Галоши, мячи, даже коврик массажный –
Все эти предметы иметь очень важно.
Предметы все разные… Дайте совет,
А есть ли в них общее – да или нет?
Но долго «резину тянуть» мы не станем,
А лучше о свойствах побольше узнаем. Дети отвечают на вопросы и делают вывод, что все предметы из резины.
Делают для себя новые открытия.
Дети рассаживаются за столы.
Ответы детей.
1.3 Целеполагание Получить новые знания путем эксперимента
2 Основная часть
2.1 Актуализация имеющих знаний Как вы думаете, это натуральное вещество или искусственное?
Вначале это была даже не резина, как мы привыкли называть, а другое вещество, природное, нерукотворное – каучук Дети высказывают свои мысли, дополняют, приводят примеры.
2.2 Сообщение
и принятие
нового знания Показ иллюстрации
В Центральной и Южной Америке растет такое дерево - гевея. В стволе этого дерева бежит белый сок. Когда дерево достигает 10-12 лет, на его стволе делают надрез и сок стекает по стволу вниз. Люди заметили, что сок застывает и превращается в непромокаемое вещество. Это свойство и стали использовать. В России таких деревьев не было и ученые изобрели резину из нефти и спирта. Ей придают разные свойства, о которых мы и узнаем.
Прежде чем приступить к опытам, давайте вспомним правила поведения в лаборатории и технику безопасности при работе с инструментами и материалами. Дети слушают и рассматривают иллюстрации.
Дети рассказывают правила поведения в лаборатории и технику безопасности при работе с инструментами.
2.3 Практическая и самостоятельная деятельность детей На доске выставляется опорная схема для составления описательного рассказа о резине и на протяжение всего занятия обращается внимание детей на эту схему.
Опыт1. «Тягучесть, упругость» (рисунок 1 на схеме)
Возьмите одну перчатку и попробуйте растянуть. Тянутся? Возвращается первоначальная форма? Значит резина какая? Резина упругая. А растянуть легко? Надо приложить большое усилие.
А как вы думаете в резиновой обуви тепло или холодно? Значит резина держит тепло (рисунок 2 на схеме)
Опыт 2. «Гладкая и шершавая» (рисунок 3 на схеме)
Погладьте рукой по перчатке. Какая она на ощупь? Гладкая или шершавая?
А еще резина бывает толстая и тонкая. Назовите предметы из тонкой и толстой резины (перчатки, шарики, колеса) (рисунок 4 на схеме)
Опыт 3. «Водонепроницаемость» (рисунок 5 на схеме)
Для проведения опыта детям предлагается одеть перчатку на правую руку и подойти к столам, где стоят емкости с водой. Встаньте парами у емкостей и опустите в нее руки. Не забывайте об осторожном обращении с водой.
Снимите перчатки. Какие у вас руки? Сухие.
Какой вывод можно сделать?
Дети возвращаются за столы и предлагается вспомнить предметы из резины, определить и назвать цвет. (рисунок 6 на схеме)
А сейчас я вам предлагаю отправится в магазин резиновых игрушек.
Игра «В магазине резиновых игрушек». Закрепление предлогов, падежных конструкций (родительный, творительный, ориентировка на листе бумаги.
Рассмотрите витрину магазина.
Какие игрушки стоят на верхней полке? Сколько их?
Какие игрушки стоят на нижней полке. Сколько их?
Закрываем честно глазки на минутку. А сейчас открываем глаза и скажите, что изменилось? Какие игрушки купили?
Опыт 4. «Плотность» (рисунок 7 на схеме)
Возьмите перчатку и попробуйте ее порвать. Получилось? А сейчас возьмите ножницы попробуйте порезать перчатку. Получилось? Сделайте вывод.
Опыт 5. «Запах» (рисунок 8 на схеме)
Возьмите перчатку и понюхайте ее. Имеет ли она запах и какой? (не очень приятный, химический).
А еще изделия из резины могут быть легкие и тяжелые в зависимости от размера изделия. (рисунок 9 на схеме)
Игра с резиновым мячом «Назови изделия из резины» (рисунок 10 на схеме)
Составление описательного рассказа о резине. А теперь можно составить рассказ о резине по опорной схеме.
Дети выполняют действия с перчатками в соответствии с инструкцией педагога и вступают в диалог. Делают вывод.
Ответы детей.
Действия детей в соответствии с инструкцией педагога.
Называют предметы.
Дети выполняют действия с перчаткой в соответствии с инструкцией педагога, работают парами.
Делают вывод.
Дети рассматривают «витрину» магазина и рассказывают какие игрушки стоят и считают их количество. Дети выполняют действия по инструкции педагога.
Делают вывод.
Дети выполняют действия по инструкции педагога.
Делают вывод.
Определяют запах резиновой перчатки.
Дети стоят в кругу, ловят мяч и называют резиновые изделия.
Дети возвращаются за столы.
Дети по опорной схеме составляют описательный рассказ о резине.
3 Подведение итогов, рефлексия Что нового узнали о резине? Какие опыты провели? А дома вы можете показать своим родителям о таких опытах?
Из резины делают любимую игрушку всех детей – воздушный шарик, используется свойство резины тянуться, ее упругость. Давайте надуем шары и украсим нашу группу. Дети отвечают на вопросы.
Дети надувают шары и украшают ими группу.
Схема для описательного рассказа «Свойства резины»