Татьяна Забоева
Конструкт занятия по ФЭМП «Поможем другу Незнайке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 86»
(Детский сад № 86)
Конструкт
непосредственно - образовательной деятельности по теме:
«Поможем другу Незнайке»
Выполнила: Забоева Т. С. ,
воспитатель, 1 кв. категория
г. Каменск - Уральский,
2022г.
Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности
по программе «От рождения до школы»
Дата: 10.02.2022
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Воспитатель: Забоева Татьяна Сергеевна
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Публикация «Конструкт занятия по ФЭМП „Поможем другу Незнайке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Тема: «Поможем другу Незнайке»
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Вид НОД: формирование элементарных математических представлений
Форма НОД: занятие-игра
Цель: формирование у детей пространственных представлений в процессе совместно образовательной деятельности.
Планируемый результат:
• Дети проявляют умения осуществлять ориентировку на себе; проявляют умение осуществлять ориентировку с помощью перекрестной пробы;
• У детей сформировано умение понимать инструкции воспитателя;
• Дети умеют называть свое местоположение; дети умеют ориентироваться в пространстве (знают, что находиться справа, слева, за и перед ними); у детей сформировано умение понимать инструкции воспитателя;
• Дети умеют ориентироваться на плоскости листа;
• Дети проявляют умение осуществлять вычислительную деятельность;
• Дети знают направления движений на плоскости листа;
• Дети проявляют умение на слух воспринимать информацию и соотносить ее с карточкой;
• Дети умеют читать схему расположения геометрических фигур на плоскости;
• Дети проявляют самостоятельность и аккуратность в процессе выполнения графического диктанта;
• Дети проявляют умения ориентироваться на листе бумаги в клетку;
• Дети умеют анализировать процесс и результат своей деятельность, формулируют выводы.
Задачи совместной образовательной деятельности
Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Воспитательные: воспитывать интерес к совместно образовательной деятельности; воспитывать желание помочь герою; воспитывать самостоятельность и аккуратность в процессе выполнения графического диктанта;
Развивающие: развивать умение на слух воспринимать информацию и соотносить ее с карточкой; продолжать развивать умение осуществлять вычислительную деятельность; развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Обучающие: продолжать учить осуществлять ориентировку на себе; учить осуществлять ориентировку с помощью перекрёстной пробы; учить детей ориентироваться в пространстве (знать, что находиться, справа, слева, за и перед ребенком); учить ориентироваться на плоскости листа; учить читать схему расположения геометрических фигур на плоскости.
Список используемых источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1115;
2. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —.
3. Помораева И. А., Позина В. А.
Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного
эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип активности.
Методы воспитания: беседа, пример, создание ситуации успеха, поощрение и порицание.
Методы обучения: словесные: объяснение, беседа, повторение; практические: упражнение; наглядные: демонстрация. Стимулирование занимательным содержанием, метод взаимной проверки.
Раздаточные материалы: на каждого ребенка - листы формата А4, простые карандаши, листы в большую клетку, карточки с геометрическими фигурами.
Предварительная работа: упражнение ««Кто стоит близко, а кто далеко, кто слева, а кто справа?»
Цель: закрепление умений ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».
Ход: Ребята, у меня для вас есть очень интересная игра, поиграем? Хорошо, ребята, правила игры просты: нам для начало нужно с вами выбрать ведущего, давайте по считалочке это и сделаем. Воспитатель считает считалочку, выбирается ведущий. Ну вот, у нас ведущий будет Ваня. Ваня у нас встаёт в центр нашего коврика, а остальные ребята, должны будут выстроиться на ковре на разном расстоянии от Вани, а Ваня должен определить, кто стоит слева, справа, кто стоит ближе к нему, а кто дальше, поняли правила игры? Ну что, попробуем?
Индивидуальная работа: упражнение «Что справа, что слева?»
Цель: формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа.
Ход: Ирина, у меня для тебя есть очень интересная игра, готова в неё поиграть? Хорошо, правила игры просты: нужно назвать предметы, которые находятся слева от тебя, и справа от тебя. Поняла? Хорошо, давай попробуем! Скажи пожалуйста, какие предметы, игрушки находятся слева от тебя? Всё верно, игрушки кубики находятся слева от тебя, а какие предметы находятся справа от тебя? Смотри внимательнее Ирина, давай еще раз попробуем найти, где правая сторона? Вот, правильно! Справа от тебя находятся листочки и карандаши! Молодец Ирина, ты назвала предметы, которые находятся от тебя слева, и права!
1. Мотивация на совместную деятельность
Задача: заинтересовать детей на предстоящую совместную деятельность.
Воспитатель мотивирует детей на предстоящую деятельность, просит детей сесть на коврик полукругом:
- Ребята, слышите?
Воспитатель включает звук сообщения на телефоне
- Это мне на телефон пришло от кого – то сообщение, давайте же скорее узнаем от кого оно и что в нём написано, хотите узнать?
Воспитатель читает письмо: здравствуйте ребята подготовительный группы, меня зовут Андрюша, у меня случилась беда, я не знаю какой ботинок нужно надевать на левую ногу, а какой на правую, я уже совсем забыл, где у меня лево, а где право, хочу, чтоб вы умные ребята мне помогли!
- Ребята, я очень хочу помочь нашему Андрюше, а вы?
- Здорово, тогда приступим! Дети внимательно слушают воспитателя, соглашаются помочь Андрюше Дети проявляют заинтересованность к предстоящей совместной деятельности.
2. Основной этап
2.1. Упражнение «Ориентировка на себе, перекрёстные пробы»
Задачи: продолжать учить осуществлять ориентировку на себе; учить осуществлять ориентировку с помощью перекрёстной пробы; продолжать формировать умение понимать инструкции воспитателя. Инструкция
Воспитатель обсуждает с детьми дальнейшую деятельность, дети стоят кругом на коврике:
- Ребята, а вы помните, где у вас левая рука, а где правая?
- Ребята, тогда я предлагаю вам вспомнить, и у меня для вас есть очень интересная игра, готовы в неё играть?
- Здорово! Послушайте внимательно правила игры: правила очень просты, есть действия, которые нужно выполнить.
- Ну что, давайте попробуем?
- Вставайте все на ковёр, так, чтобы не мешать друг другу. Поднимите правую руку, опустите. Теперь поднимите левую руку, опустите. Молодцы! Теперь поднимите правую ногу, опустите. Поднимите левую ногу, опустите. У вас очень хорошо получается. Теперь покажите где у вас правый глаз, хорошо, опускайте руку. Покажите левый глаз, опустите руку. Покажите правое ухо, опустите руку и покажите левое ухо. А теперь посложнее, уверенна вы справитесь!
- Положите левую руку на колено правой ноги, а левой рукой закройте правый глаз. Молодцы, встаньте прямо. Теперь положите правую руку на левое ухо, а левую руку на правое ухо. Обратно встаньте прямо и положите правую руку на колено левой ноги, а левую руку на колено правой ноги. Ребята, вы такие молодцы у меня! Все справились! Вам понравилось?
- Идём дальше?
- Хорошо! Дети внимательно слушают правила игры, выполняют игровые действия, задания, поднимают правую руку, затем опускают ее, поднимают левую руку, поднимают правую ногу, поднимают левую ногу, показывают где правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо, кладут левую руку на колено правой ноги, а левой рукой закрывают правый глаз, кладут правую руку на левое ухо, а левую руку на правое ухо, кладут правую руку на колено левой ноги, а левую руку на колено правой ноги. Дети проявляют умения осуществлять ориентировку на себе;
проявляют умение осуществлять ориентировку с помощью перекрестной пробы; у детей сформировано умение понимать инструкции воспитателя.
2.2. Упражнение «Кто, что справа, слева от тебя?»
Задачи: учить детей называть свое местоположение; учить детей ориентироваться в пространстве (знать, что находиться, справа, слева, за и перед ребенком); продолжать формировать умение понимать инструкции воспитателя.
Беседа Воспитатель просит детей встать в круг:
- Ребята, следующая игра называется «Кто, что справа, слева от тебя», для этого мы с вам продолжаем стоять в кругу. Сейчас я буду задавать вам вопросы, отдельно каждому, а вы должны на них ответь. Готовы?
-Хорошо, Катя, скажи пожалуйста, кто находиться справа от тебя? Кто находится слева от тебя? Молодец. Никита, кто находиться с лева от тебя, а кто справа? Андрей, кто находиться слева от тебя? А кто из ребят стоит справа от тебя? Слава, кто стоит слева от тебя, кто стоит справа? Хорошо молодцы. Лера, что находиться за тобой? Кирилл, что находиться за тобой?
Воспитатель подходит к Маше:
- Маша, кто находиться перед тобой? Правильно, молодец!
Воспитатель просит детей разойтись в разные стороны и встать куда им хочется.
- Маша, скажи теперь нам, что или кто находиться перед тобой, за тобой, справа от тебя и слева от тебя?
Алёша, теперь ты, что находиться перед тобой? Посмотри вперед, что или кого ты видишь? (машу) Посмотри теперь назад, кого или что ты видишь? (стол) Значит стол стоит за тобой, но ты стоишь перед ним. А теперь давай скажем правильно «Я нахожусь перед столом», повтори, молодец. Что или кто справа от тебя? (Катя) Что слева от тебя? Где у тебя Левая рука? Посмотри в сторону левой руки, что или кого ты видишь? (стул). А теперь все вместе давай соберем. «Я нахожусь справа от Кати, слева от стула, перед столом и за стулом», повтори. Молодец.
Воспитатель спрашивает еще нескольких детей. Дети встают в круг, внимательно слушают воспитателя, выполняют упражнение «Кто, что справа, слева от тебя?». Дети умеют называть свое местоположение; дети умеют ориентироваться в пространстве (знают, что находиться справа, слева, за и перед ними); у детей сформировано умение понимать инструкции воспитателя.
2.3. Ориентировка на плоскости листа
Задача: учить ориентироваться на плоскости листа; продолжать развивать умение осуществлять вычислительную деятельность; продолжать учить детей направлению движений на плоскости листа.
Беседа Воспитатель просит всех детей сесть за столы, где для каждого ребенка приготовлен лист формата А4 и карандаш:
- Ребята, посмотрите, что лежит на столах?
- Верно, лист и карандаш. Пододвиньте к себе лист бумаги. поставьте палец в центр листа. Молодцы, теперь проведите пальчиком по верхней стороне листа, теперь по нижней стороне листа.
Воспитатель подходит к Никите и помогает ему найти нижнюю сторону листа.
- Продолжаем, проведите пальчиком, по левой стороне листа, а затем по правой. Молодцы все вижу стороны листа нашли.
- Возьмите в руки карандаш и слушайте меня внимательно, хорошо?
- Нарисуйте в правом верхнем углу три прямоугольника
в направлении справа налево; в левом нижнем углу нарисуйте столько же треугольников в направлении
слева направо; в левом верхнем углу нарисуйте кругов на 2 меньше, чем треугольников или прямоугольников; в правом нижнем углу нарисуйте квадратов на 1 больше, чем кругов, в направлении снизу-вверх. В центре листа нарисуйте звёздочку.
Воспитатель подходит к каждому ребенку, что бы отследить правильность выполнения данного упражнения, при необходимости корректирует ошибки, объясняя ребенку. Дети садятся за столы, внимательно слушают воспитателя, рисуют в правом верхнем углу три прямоугольника
в направлении справа налево; в левом нижнем углу рисуют столько же треугольников в направлении
слева направо; в левом верхнем углу рисуют кругов на 2 меньше, чем треугольников или прямоугольников; в правом нижнем углу рисуют квадратов на 1 больше, чем кругов, в направлении снизу-вверх. В центре листа рисуют звёздочку. Дети умеют ориентироваться на плоскости листа; дети проявляют умение осуществлять вычислительную деятельность; дети знают направления движений на плоскости листа.
Физкультминутка Задачи: способствовать снятию мышечного напряжения, подготовить детей к дальнейшей деятельности.
Упражнение инструкция -Ребята, давайте с вами наберёмся еще больше сил, готовы?
- Хорошо, тогда давайте с вами встанем в круг, повторяйте за мной движения!
Воспитатель проводит физкультминутку.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
(Вращение головой.)
А теперь руками крутим—
И для них разминка будет.
(Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Тянем наши руки кверху,
В стороны разводим.
(Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
(Повороты туловища влево и вправо.)
Вниз наклонимся легко,
Достаём руками пол.
(Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
(Дети садятся.) Дети внимательно слушают воспитателя и выполняют движения за воспитателем. Дети расслабились, подготовились к дальнейшей деятельности.
2.4 Дидактическая игра «Найди пару»
Задачи: развивать умение на слух воспринимать информацию и соотносить ее с карточкой; учить читать схему расположения геометрических фигур на плоскости.
Воспитатель просит детей пройти обратно за столы и раздает им карточки, на которых в разных местах находятся геометрические фигуры:
- Катя, прочти свое расположение геометрических фигур, а вы ребята, следите за своими карточками. У кого совпадет последовательность - поднимайте правую руку, называть фигуры нужно сначала в центре листа, потом сверху, затем снизу, а потом слева и справа. Все запомнили?
- Катя, посмотри, Света подняла руку, у нее такая же карточка как у тебя, значит ты, нашла себе пару. Давайте дальше. Саша, называй свои фигуры, будь внимателен и остальные тоже. У нас нашлась новая пара, это Саша и Ирина. Давайте проверим!
Воспитатель вместе с детьми продолжает искать пары.
- Ребята, у меня для вас осталась еще одна интересная игра, готовы?
Дети присаживаться за столы, рассматривают карточки с геометрическими фигурами, ищут себе пару по карточкам, зазывая в правильной последовательности расположение геометрических фигур. Дети проявляют умение на слух воспринимать информацию и соотносить ее с карточкой; дети умеют читать схему расположения геометрических фигур на плоскости.
2.5 Графический диктант
Задачи: воспитывать самостоятельность и аккуратность в процессе выполнения графического диктанта; развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку
Воспитатель раздает детям карандаши и тетрадный лист в большую клетку:
- Ребята, найдите точку, поставьте на нее пальчик, проведите пальчиком далеко вверх, вернитесь; далеко вниз, вернитесь; далеко влево, вернитесь; далеко вправо, вернитесь. Поставьте в точку карандаш и, не отрывая его от бумаги проводите линии в следующих направлениях.
От точки: 1 клетка – вниз; 2 клетки – вправо; 3 клетки – вверх; 1 клетка – вправо; 5 клеток – вниз; 1 клетка – вправо; 2 клетки – вверх; 1 клетка – вправо; 2 клетки – вниз; 1 клетка – вправо; 2 клетки – вверх; 2 клетки – вправо; 2 клетки – вниз; 1 клетка – вправо; 2 клетки – вверх; 1 клетка – вправо; 2 клетки – вниз; 1 клетка – вправо; 6 клеток – вверх; 5 клеток – влево; 3 клетки – верх; 3 клетки – влево; 1 клетка – вниз; 1 клетка – влево; 1 клетка – вниз; 1 клетка – влево; 4 клетки – вниз; 1 клетка – влево.
- Ребята, кто у нас получился?
- Правильно, дорисуйте слонику глазик и хвостик.
- Давайте нарисуем ему друга, ниже у вас есть еще одна точка, поставьте на нее пальчик. Проведите пальчиком далеко вверх, вернитесь; далеко вниз, вернитесь; далеко влево, вернитесь; далеко вправо, вернитесь. Поставьте в точку карандаш и, не отрывая его от бумаги проводите линии в следующих направлениях.
От точки: 1 клетка – вправо; 1 клетка – вниз; 2 клетки – вправо; 1 клетка – вверх; 1 клетка – вправо; 2 клетки – вниз; 5 клеток – вправо; 2 клетки – вверх; 1 клетка – влево; 1 клетка – вверх; 2 клетки – вправо; 9 клеток – вниз; 1 клетка – влево; 2 клетки – вверх; 1 клетка – влево; 2 клетки – вниз; 1 клетка – влево; 3 клетки – вверх; 3 клетки – влево; 3 клетки – вниз; 1 клетка – влево; 2 клетки – вверх; 1 клетка – влево; 2 клетки – вниз; 1 клетка – влево; 4 клетки – вверх; 1 клетка – влево; 4 клетки – вверх.
- Ребята, кто у нас получился?
- Верно, это кошечка, дорисуйте ей глазик! Дети внимательно слушают воспитателя и выполняют графический диктант по четкой инструкции воспитателя. Дети проявляют самостоятельность и аккуратность в процессе выполнения графического диктанта; дети проявляют умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.
3. Подведение итогов
Задача: формировать умение у детей анализировать процесс и результаты деятельности, формулировать вывод. Беседа
Поощрение Воспитатель просит детей сесть на ковер кругом:
- Ребята, что мы с вами сегодня делали?
- Кому помогали?
- Верно, Андрюше! Ребята, я обязательно отправлю Андрюше ответное письмо, уверенна, что благодаря вам, Андрюша узнает, какой ботинок на какую ногу нужно надевать, договорились?
- В какие игры мы с вами сегодня играли?
- А какие игры вам понравились?
- Были ли у вас трудности? В чём?
- Ребята, вы большие молодцы у меня! Я очень рада, что у вас не было никаких трудностей, вы со всеми заданиями сегодня справились! Дети отвечают на вопросы воспитателя, анализируют процесс своей деятельности и формулируют вывод. Дети умеют анализировать процесс и результат своей деятельность, формулируют выводы.
4. Открытость
Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.
- Ребята, я вам в центр математического представления оставлю карточки с геометрическими фигурами, а также тетрадные листы, в любое свободное время мы обязательно поиграем в карточки, и порисуем на тетрадных листах, договорились!
- Здорово! Дети проявляют заинтересованность в предложенной воспитателем деятельности. Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.